В первые послереволюционные годы недостатка в "размышлениях о будущем" по понятным причинам не было. Это касалось не только публицистики и политических текстов относительно "мировой революции", "построения коммунизма" и т.п., не только художественной (например, антиутопии А.Платонова), но и строго научной литературы.
Помимо упомянутого выше выдающегося аналитика В.Базарова, нельзя не назвать такие имена, как К.Э.Циолковский и В.И.Вернадский. Циолковский дал научный прогноз развития космонавтики и практически сделал первый шаг к освоению Космоса; Вернадский сформулировал принцип единства экосферы и ноосферы, т.е. принцип целостности природно-социальных систем, что, по существу, создало методологическую основу системно-глобального прогнозирования.
Было бы несправедливо также не упомянуть имени эмигрировавшего из России с родителями будущего нобелевского лауреата Ильи Пригожина - создателя теории динамических систем, которая выступает методологической базой социальных прогнозов в переходные периоды, т.е. в нестабильных системах (И.Пригожий, между прочим, является патроном Санкт-Петербургского центра социально-экономических исследований, созданного в 1992 г.). В 20-е гг. в СССР вышло свыше десятка "книг о будущем" (наиболее значительная - "Жизнь и техника будущего", под ред. А.Анекштейна и Э.Кольмана [37]), а также ряд интересных статей.
Сталинские репрессии 30-х гг. превратили российскую "раннюю футурологию" - и не только, как известно, ее - в пустыню, истребив почти все мыслящее и загнав в спецхраны все, мыслящими написанное. Когда автор этих строк в начале 1950-х гг. - всего 12 лет спустя после смерти Базарова - начал интересоваться "литературой о будущем", ему удалось отыскать лишь трех оставшихся в живых сопричастных "ранней футурологии" 20-х гг.: Э.Кольмана, Б.Кузнецова и С.Струмилина. С понятной сдержанностью эти ученые отнеслись к неизвестному им молодому человеку, и только рекомендации именитых историков из института, где он был аспирантом, делали атмосферу чуть более доверительной. Немного знакомства с домашними архивами, краткие пояснения - и все. Да и что еще можно было сделать в обстановке тех лет? О публикации уникальных документов не могло быть и речи...
И.Бестужев-Лада
Литература
1. Араб-Оглы Э.А. В лабиринте пророчеств: социальноепрогнозирование и идеологическая борьба. М.: Молодая гвардия, 1973. 2. Базаров В.А. К вопросу о хозяйственном плане // Экономическое обозрение. 1924, N 6. 3. Базаров В.А. О перспективах хозяйственного и культурного развития // Экономическое обозрение. 1928, N 6. 4. Базаров В.А. Принципы построения перспективного плана // Плановое хозяйство. 1928, N 2. 5. Бестужев И.В. Прогнозы в области градостроительства как одно из направлений социального прогнозирования // Социальные предпосылки формирования города будущего. М., 1967. 6. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация: почему и какая? М.: Вла-дос, 1997. 7. Бестужев-Лада И.В. Будущее семьи и семья будущего в проблематике социального прогнозирования // Детность семьи. М., 1986. 8. Бестужев-Лада И.В. Глобальная демографическая ситуация // Мировая экономика и международные отношения. 1986, N 3. 9. Бестужев-Лада И.В. и др. Моделирование в социологических исследованиях. М.: Наука, 1978. 10. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. Размышления социолога. М.: Педагогика, 1988. 11. Бестужев-Лада И.В. Критерии и показатели культурного прогресса: Проблема прогнозирования // Культурный прогресс: философские проблемы. М., 1984. 12. Бестужев-Лада И.В. Мир нашего завтра. М.: Мысль, 1986. 13. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. М.: Политиздат, 1984. 14. Бестужев-Лада И.В. Настоящее и будущее нашего досуга // Культура досуга. Киев: Изд-во университета, 1990. 15. Бестужев-Лада И.В. Нормативное социальноепрогнозирование: Возможные пути реализации целей общества. Опыт систематизации. М.: Наука, 1987.