В противовес картезианскому рационализму и естественно-правовому учению XVII века Вико радикально переработал и углубил старую полибиевскую идею циклического развитияобщества (corso е ricorso), в XX веке подхваченную Шпенглером.
Божественный промысел
Вико был несокрушимо убежден в том, что Бог управляет миром в соответствии со своими замыслами и своей волей определяет историю народов, но отбросил антропопатическое представление, в соответствии с которым карающий гнев или милость Божья непосредственно могли ощущаться как счастье или несчастье народов. Он заставил Бога проявляться в истории только через созданную им самим человеческую природу. Природе человека свойственно думать только о своей личной пользе. Божественный дух дает её страстям возможность свободной игры, так как он дал ей свободу воли, но одновременно Он заставляет размышлять и мудро руководит этой свободной игрой, чтобы из неё развивались гражданское устройство, постепенное преодоление варварства и, в конце концов, гуманность. Как говорит Вико, Он `поставил их ограниченные цели на службу своим более высоким целям для сохранения рода человеческого на этой Земле`. Здесь исток слов Гегеля о хитрости разума и учения Вундта о гетерогенности целей.
Миф и язык
Мышление и слово человека на ранней исторической стадии было полностью поэтическим, порожденным фантазией. Мифы являлись для Вико ничем иным, как поэтически рассказанной историей с помощью фантастических родовых понятий, доступных пониманию благодаря громадной фантазии людей, так что, например, Геркулес, не будучи подлинной исторической личностью, отражал для него действительную жизнь как `героический характер основателей народов с точки зрения их усилий`. Мифы и языки, наиболее подлинные реликты того времени, стали для Вико настоящим источником исторического познания, а сообщения историков и философов более позднего времени, искаженные предрассудками их времени, утратили свою ценность.
Борьба классов
Вико осознавал своеобразную связь формалистической жесткости с первобытной красочностью, свойственную правовым понятиям древности, значение классовой борьбы между патрициями и плебеями, преобразующее государство, и тем самым значение классовой борьбы вообще. Карл Маркс ценил у Вико мысль об изначальной и неискоренимой враждебности общественных классов.
Многие экономисты склоняются к тому, что назревает темное время в экономике Украины, которое будет отмечаться инфляцией, чредой курсовых девальваций и даже дефолтами немногих стран