Концепция качественного изменения мышления Л. Леви-Брюля
Свою концепцию качественногоизменениямышления в процессе его исторического развитияЛеви-Брюль раскрывает с помощью трех принципиальных положений:
1.мышление и психика изменчивы в соответствии с культурно-историческими изменениями человеческого общества;
2.первобытное мышление качественно отличается от научного по четырем вышеназванным параметрам (первоначально Леви-Брюль первобытному мышлению противопоставлял мышление цивилизованного общества, но впоследствии уточнил, что открытое им различие не характеризует в целом мышление двух сопоставляемых этапов обществ, развития, поскольку
3.мышление неоднородно, гетерогенно в любой культуре, у любого человека: `Не существует двух форм мышления у человечества, одной пралогической, другой логической, отделенных друг от друга глухой стеной, а есть различные мыслительные, структуры, которые существуют в одном и том же обществе и часто, может быть всегда, в одном и том же сознании`. Он полагал, что специфика `первобытного мышления` сохраняется в моральном и религиозном сознании современного человека. Леви-Брюль не удалось удовлетворительно объяснить открытые им реалии (о чем свидетельствуют его постоянные поиски нового их понимания).
В заметках, написанных в последние годы жизни и опубликованных посмертно, Леви-Брюль отказался от гипотезы пралогического мышления, но сохранил убеждение в существовании открытых им качественных различий в мышлении людей различных культурно-исторических эпох и попытался найти новые, более точные и адекватные способы их описания. КонцепцияЛеви-Брюль оказала значительное влияние на генетическую эпистемологию Ж. Пиаже, аналитическую психологию Юнга, социологию Шелера. В России теоретические положения Леви-Брюля вызвали интерес у А.А. Богданова и Бухарина, с другой стороны их использовал Марр для обоснования разработанной им `яфетической теории языка`. Работы Леви-Брюля привлекли к себе внимание ученых различных школ и направлений и послужили плодотворным стимулом развития культурно-исторического подхода к анализу человеческой психики.