Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Зарождение интеракционизма. Творчество Ч. Кули

 1  2  3  4 

0Социологический аспект проблемы межличностного взаимодействия исследовал на первом, раннем этапе интеракционизма (под поздним или зрелым этапом мы подразумеваем символический интеракционизм, рассмотрение которого не входит в нашу задачу в этой главе, но станет предметом специального анализа во второй части учебника) американский ученый, профессор Мичиганского университета Чарльз Хортон Кули (1864-1929). Кули провел большую часть жизни в Анн-Арборе, штат Мичиган. Вся его профессиональная карьера была связана с преподавательской деятельностью в Мичиганском университете, где он работал с 1982 г. до самой смерти. Основные работы Кули, написанные на раннем этапе интеракционизма: "Человеческая природа и социальный порядок" (1902), "Социальная организация" (1909), "Социальный процесс" (1918).

Свои первые две книги Кули посвятил изучению индивидуального, личностного аспекта "живого социального процесса". В них общество рассматривалось как социальное целое. Основное внимание американский социолог уделял общественному сознанию, несводимому к сознанию отдельных индивидов. В этом смысле общественное сознание является более широким по объему, чем индивидуальное.

Кули выступил против инстинктивизма и теории подражания. По его мнению, нельзя придавать инстинктам значения универсальных мотивов социального поведения. Нет единого закона, который управлял бы поступками человека. Человеческая природа пластична, динамична, и одни лишь инстинкты мало могут помочь в ее познании. Столь же неудовлетворительны, считает американский социолог, попытки интерпретировать поступки личности с помощью принципа подражания.

Кули называет свой подход "органическим", поскольку исходит из признания единства организма, представляющего собой взаимодействие личности и общества. "Личность" и "общество" - не две разные сущности, а разные аспекты процесса человеческого взаимодействия. Вместе с тем общество раскрывается индивиду в виде социальных аспектов его собственной личности. Кули писал, что "общество и индивиды - неотделимые аспекты какого-то одного общего целого, так что где бы мы ни обнаруживали индивидуальный факт, мы можем отыскать и сопутствующий ему социальный факт" [Кули. Первичные группы. 1996. С. 332].

Истинно общественное существо, по Кули, обладает социальным сознанием, что означает в первую очередь способность выделять себя из группы, сознавать свое "Я", свою личность. Речь идет о самосознании, проявляющемся в общении с другими людьми и усвоении их мнения. Поэтому "Я" и "Мы" всегда связаны, и эта связь есть социальное действие (интеракция).

Каждый акт социального сознания есть одновременно акт самосознания. Но социальное сознание индивида не совпадает с социальным сознанием общества. Последнее выхолит за пределы внутреннего мира человека. Это более широкое сознание (larger mind), которое Кули в противовес индивидуальному иногда называет термином "общественное сознание" (public mind).

В трактовке Кули существует как минимум три аспекта сознания, которые полезно и необходимо различать. Во-первых, это самосознание, или что я думаю о себе. Во-вторых, это общественное сознание (в его индивидуальном аспекте), или что я думаю о других людях. В-третьих, это публичное сознание, или коллективная точка зрения людей, организованных в коммуникативные группы. Все эти три аспекта представляют собой уровни единого целого. Приведенная трактовка сознания в творчестве ученого оказалась связанной с его представлением о личности.

Подход к ней был сформулирован в теории "зеркального "Я"" (looking-glass self), одним из авторов которой явился Кули. В соответствии с ней личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих. "Я" человека-это воспринятое им зеркальное отражение впечатлений, которые, по его мнению, он произвел на окружающих его людей. Кули следующим образом раскрывает существо "зеркального "Я"": "Самопредставление такого рода, очевидно, имеет три основных элемента: образ нашего облика в представлении другого человека, образ его суждения о нашем облике и какое-то самоощущение, например гордость или унижение" [Кули. Социальная самость. 1996. С. 319].

Ссылки по теме:
  • Кули (Cooley) Чарльз Хортон
  • Блумер (Blumer) Герберт
  • Зарождение интеракционизма. Творчество Ч. Кули
  • В чем особенности онлайн-казино? В чем особенности онлайн-казино?
    В настоящее время, когда как страны запада принимают участие в азартных играх в веб-казино, российские игроки только лишь начинают знакомиться с игорным бизнесом в сети интернет, веб-казино, и онлайн игровыми автоматами
    Онлайн казино: особенности, преимущества. Онлайн казино: особенности, преимущества.
    Каждому человеку присущ азарт
     1  2  3  4 



    Источник: http://www.pro-zenit.ru/.
    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь