В заключение необходимо коротко определить значениетворчества Г. Зиммеля. Оно (творчество) оказалось емким и многообразным. Немецкий мыслитель выступал по очень широкому спектру проблем, что порой создавало у его современников впечатление отсутствия единой и стройной концепции. Это мнение стойко держалось благодаря весьма противоречивым оценкам творчестваЗиммеля со стороны крупных социологов конца XIX - начала и середины XX в. М. Вебера, Э. Дюркгейма, П. Сорокина.
Сам Зиммель при жизни пользовался большой известностью - и в Европе, и в США. Однако после смерти в Европе о нем стали быстро забывать, в Америке его ценили гораздо больше. Особенно это касается Чикагской социологической школы, наиболее видные представители которой - А. Смолл, Р. Парк, Э. Бёрджесс и другие - активно использовали его идеи, в том числе касающиеся социологии города, социальной дезорганизации, динамики человеческих групп.
Сейчас же интерес к социологии Зиммеля резко возрос вновь. По словам известного современного американского социолога Л. Козера, Зиммель "продолжает стимулировать социологическое воображение столь же мощно, как Дюркгейм или Вебер"*32.
*32: {Coser L.A. Masters of Sociological Thought. N.Y., 1977. P. 215.}
Его значение в социологии состоит в том, что он одним из первых привлек внимание к микросоциальным процессам (на уровне межличностного, группового взаимодействия), из которых, собственно говоря, и складываются макросоциальные, крупномасштабные образования. Изучение этих процессов он считал одной из важнейших задач социологии. Зиммель оказался тонким и наблюдательным социальным психологом, теоретиком взаимодействия, его различных видов. Немецкий социолог блестяще проанализировал процесс деградации культурных норм и образа жизни в условиях капитализма, причем этот процесс описал изнутри, как его участник. Вклад Зиммеля в развитие социологии дал основание многим исследователям поставить его в один ряд с Вебером.