Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Э. Дюркгейм, краткий биографический очерк и общая характеристика социологического учения

0Один из выдающихся представителей социологической науки Э. Дюркгейм (1858-1917) родился во французском г. Эпиналь в семье равнина. Здесь он закончил коллеж, отсюда отправился для продолжения обучения в Париж, где провел большую часть жизни, написал многие труды, создал кафедру социологии Сорбонны и умер (прямо по французскому афоризму: "Поэты рождаются в провинции, а умирают в Париже"). В парижском Лицее Людовика Великого Дюркгейм готовился к конкурсному экзамену для подготовки в Высшую нормальную школу, куда поступил в 1879 г. В это время в пансионе Жоффре он познакомился с Ж. Жоресом, будущим руководителем Французской социалистической партии, страстным борцом против колониализма, милитаризма и войны. В Высшей нормальной школе, одном из наиболее сильных учебных заведений Франции, он слушал лекции знаменитых ученых того времени - историка Ф. де Куланжа и философа Э. Бугру. Сдав в 1882 г. экзамен на звание преподавателя философии, он на три года уехал преподавать эту дисциплину в Сане и Сен-Кантен.

В 1885-1886 гг., взяв годовой отпуск для занятий общественными науками, Дюркгейм, как говорят в наше время, "повышал квалификацию" в Париже, а затем в Германии у известного социального психолога В. Вундта. Это позволило ему в течение следующего года написать и опубликовать сразу три статьи, после чего в 1887 г. решением министра он был назначен профессором педагогики и социологии в университете г. Бордо. Курс, который читал здесь Дюркгейм, был первым курсом социологии во французских университетах. И еще одно обстоятельство нужно здесь отметить: именно с этого периода социология и педагогика оказались тесно связанными в теоретической и практической (педагогической) деятельности французского ученого. В конце 1880-х - начале 1890-х гг. Дюркгейм продолжает преподавать и пишет статьи на самые разные темы: об убийстве и рождаемости, о дефиниции социализма и др.

Последнее десятилетие XIX в. можно определить как самый плодотворный - с точки зрения написания работ крупной формы - этап в творчестве Дюркгейма. В 1893 г. он защищает докторскую диссертацию на тему "О разделении общественного труда" - вместе с диссертацией на латинском языке "Вклад Монтескье в становление общественной науки". Первая диссертация была опубликована в этом же году в виде книги. Вслед за ней, в 1895 г., он издает следующую свою монографию - "Правила социологического метода" (в русском переводе книга получила название "Социологический метод"), а еще через два года, в 1897 г. новую работу под названием "Самоубийство". Помимо трех наиболее фундаментальных своих работ (как выяснилось впоследствии) Дюркгейм написал и опубликовал несколько крупных статей в "Философском обозрении" и основанном им в 1896 г. "Социологическом ежегоднике". Так что, действительно, десятилетие (а, точнее, семилетие, начиная с 1893 г.) стало необыкновенно результативным в творческом отношении.

Новый этап в деятельности, прежде всего педагогической, начинается с 1902 г., когда его приглашают внештатным сотрудником в Сорбонну на кафедру педагогики филологического факультета. Помимо вопросов образования и воспитания, которые его очень привлекают не только как теоретика, но и практика-педагога, он все больше и больше занимается религиозной проблематикой. Многолетний интерес к последней, в конце концов, находит свое отражение в еще одном фундаментальном произведении - "Элементарные формы религиозной жизни" (1912), которое многие специалисты по творчеству социолога считают самой значительной его работой. С1906 г. он становится штатным профессором и руководителем названной выше кафедры, где преподает и социологию, и педагогику. В 1913 г. кафедра получает название кафедры социологии Сорбонны.

Все эти годы Дюркгейм посвящает много времени социологическим проблемам морального сознания, образования и воспитания. В этой связи следует назвать его знаменитую лекцию "Педагогика и социология" (изданную отдельной работой), сообщение во Французском философском обществе "Детерминация морального факта", лекционный курс в Коллеж де Франс "Выдающиеся педагогические учения во Франции начиная с XVIII в.", выступление на философском конгрессе в Болонье на тему "Суждение о реальности и ценностное суждение".

Начавшаяся в 1914 г. мировая война приносит Дюркгейму горе и страдание. В 1916 г. погибает на Салоникском фронте его единственный и горячо любимый сын, подававший большие надежды молодой социолог, в котором отец видел продолжателя своего дела. Смерть сына усугубила болезнь и ускорила кончину Дюркгейма. Это произошло в ноябре 1917 г.

Французский ученый остро чувствовал кризис буржуазного общества и стремился противопоставить ему, снять его отрицательное влияние с помощью социологического обоснования планов общественного переустройства. Для достижения этой цели он активно использовал популярный в конце XIX - начале XX в. лозунг общественной солидарности, уделив немало внимания его теоретическому обоснованию. Будучи настроенным антиреволюционно и реформаторски, Дюркгейм приветствовал создание и организацию профессиональных корпораций, которые, по его мнению, существенно улучшают общественную мораль. Работая многие годы в области теории и практики педагогики, он считал, что существенной перестройке должна подлежать вся система образования и воспитания. Значительную положительную роль в этом процессе, по его мнению, призвана была сыграть социология.

Исследования Дюркгейма в области религии, развивавшиеся параллельно с изучением воспитания и обучения, привели его к пониманию необходимости борьбы против церковного влияния на школьное и университетское образование, против засилья клерикалов. Он внес немалый вклад в обоснование политики отделения церкви от. государства и школы от церкви. Эта борьба, в которой ученый участвовал непосредственно, увенчалась успехом: во Франции в 1905 г. был принят соответствующий закон.

Дюркгейм создал и оставил после себя мощную школу социологов, которая просуществовала вплоть до начала 1930-х гг. Его учениками были такие известные исследователи, как М. Мосс, М. Хальбвакс, Ф. Симиан, Э. Леви-Брюль, А. Юбер, А. Герц и др. Французский мыслитель был не чужд политических страстей, о его связях с французскими социалистами и дружбе с их вождем Ж. Жоресом много говорилось и писалось в свое время. Но его отношение к социализму как учению было неоднозначным. Достаточно сказать, что Дюркгейм рассматривал социализм как исключительно ошибочное экономическое учение, к тому же не уделяющее должного внимания моральным проблемам. Что же касается конфликта между классами, проблему которого социалисты считали едва ли не самой главной в обществе, то по этому вопросу французский социолог имел иное мнение. Он считал, что улучшение жизни рабочих наступит в результате реформ общественного устройства, которые будут приняты вследствие осознания их необходимости всеми классами общества, и, таким образом, оно окажется вне сферы социальных конфликтов.

Источник: http://pidruchniki.com.ua/15840720/sotsiologiya/istoriya_sotsiologii_-_zborovskiy_ge

Ссылки по теме:
  • Э. Дюркгейм, краткий биографический очерк и общая характеристика социологического учения
  • Георг Зиммель, краткий биографический очерк и общая характеристика творчества
  • Общая социология
  • В Тибете нашли древний индуистский священный храм В Тибете нашли древний индуистский священный храм
    Тибет - это страна, где главной религиозной традицией является буддизм, но, судя по последним находкам, индуизм также имел на жителей Тибета определенное влияние. В городе под названием Шигадзе китайский ученый (работающий в Китайском институте тибетологии при Тибетском университете) по имени Цэтань-Доньджуб нашел древний индуистский храм в честь Господа Шивы (Шива - один из главных полубогов в божественной триаде ведической традиции)
    Ответственность за свои поступки Ответственность за свои поступки
    Если мы посмотрим на свою жизнь, на то как мы реагируем на происходящее, можно понять, в какой степени мы берем ответственность за свою жизнь



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь