Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Жизненный и профессиональный путь Э. Бёрджесса

0Теперь перейдем к рассмотрению основных вех жизни и творчества Бёрджесса, имя которого в истории социологии тесно связано и с Чикагским университетом (ему он отдал 50 лет верного служения), и с Парком (творческое содружество с ним определило во многом пути развития Чикагской школы).

Родился Эрнст Бёрджесс в Тилбери (штат Онтарио, Канада) в семье англиканского священника, который вел не только приход, но и учительствовал в местной школе. Способности будущего социолога проявились очень рано. Уже в семилетнем возрасте учитель называл его "маленьким профессором". Об академической карьере мечтал и сам Эрнст. Когда ему было два с половиной года, семья переехала из Канады в США. В 1905 г. Бёрджесс поступил в колледж, один из профессоров которого, являвшийся выпускником социологического факультета Чикагского университета, рекомендовал талантливого молодого человека А. Смоллу, декану этого факультета. После собеседования Бёрджесс был принят в университет. Вообще следует отметить, что все свое образование (в том числе впоследствии и докторскую степень) он получил исключительно в США, не выезжая, в отличие от многих американских социологов, в европейские страны.

Чикагская социологическая "большая- четверка" (еще раз напомним: А. Смолл, Дж. Винсент, Ч. Хендерсон, У. Томас) оказала на Бёрджесса очень сильное влияние-, причем наиболее глубокое - Томас. В университете Бёрджесс увлекся изучением расовых и этнических проблем. После его окончания социолог через некоторое время уезжает преподавать в университеты - сначала штата Иллинойс, затем - штата Канзас, потом - штата Огайо. Защитив докторскую диссертацию на тему "Функция социализации в социальной эволюции", Бёрджесс в 1916 г. возвращается в Чикагский университет, который более уже не покидает до конца жизни. Здесь он сразу сходится с Парком, плодотворное сотрудничество с которым выразилось уже в 1921 г. в создании упомянутого выше учебника "Введение в науку социологию".

История этого учебника весьма интересна: он родился из вводного лекционного курса Бёрджесса, помощь в составлении программы для которого ему оказывал Парк. Впоследствии Бёрджесс вспоминал о работе над учебником как об одном из лучших и ярких в творческом отношении периодов своей жизни. Он писал, что процесс создания книги проходил в сплошных дискуссиях по теоретическим и практическим аспектам социологии, так что иногда не оставалось даже времени на обед. Особый интерес у него вызвала работа над главами, посвященными характеристике исследовательских методик и техник сбора информации (интервью, наблюдения, изучение личных документов и социального картографирования) и ее анализа с применением статистических методов. Использование метода социального картографирования в дальнейшем стало "коньком" американского социолога. Применение этого метода сыграло значительную роль в реализации исследовательской программы Парка-Бёрджесса "Город как социальная лаборатория".

Исследователи творчества одного из лидеров Чикагской школы отмечают, что он был менее "теоретичен" в своих научных интересах, чем Парк, зато больше занимался эмпирической социологией. Студенты факультета, прежде чем попасть к Парку, "проходили" через конкретные исследования, проводимые при непосредственном участии и под руководством Бёрджесса. Среди его (и Парка) учеников можно назвать таких известных впоследствии американских социологов, как Л. Вирт, Р. Маккензи, Н. Андерсон, X. Зорбо, Л. Коттрелл, Ф. Трешер и др. Они, как и многие другие, не названные здесь исследователи, составляют гордость Чикагской школы.

В 1925 г. вышли почти одновременно две основные, ставшие классическими, работы Бёрджесса: первая, "сольная", - "Рост города: введение в исследовательский проект", вторая в соавторстве с Парком и Маккензи - "Город". В этих книгах получила отражение одна из центральных и наиболее плодотворных идей социолога, касающаяся концентрических зон города (о чем специально будет скачано чуть ниже). Наряду с этим Бёрджесс рассматривал основные факторы роста города, среди которых особо выделял миграцию (пространственную мобильность) в ее различных видах, в том числе и внутригородскую. Он исследовал также проблемы подростков, молодежи, преступности, досуга, семьи.

Последняя заняла особое место в его творчестве. Речь идет, прежде всего, о функциях семьи и социально-психологических проблемах ее существования и развития. Интересно в этой связи отмстить такой факт из биографии Бёрджесса: изучив русский язык, он в 1926 г. посетил СССР с целью анализа влияния коммунистической идеологии на традиционную форму русской семьи.

Нельзя не отмстить большую организаторскую деятельность социолога. Как и Парк, он умел налаживать хорошие контакты с руководителями Чикаго, заинтересовывать их в исследованиях, которые шли друг за другом. Но при этом следует подчеркнуть значительную эффективность проводившихся изысканий, приносивших большую пользу городу. Бёрджесс много сделал для Американской социологической ассоциации, в течение 1920-19.40-х гг. он являлся ее секретарем, а в 1934 г. был избран президентом. В 1936- 1940 гг., фактически уже после распада школы и переезда Парка в Нэшвилл, он работал главным редактором "American Journal of Sociology". В последние годы жизни часто болел, умер в Чикаго за несколько дней до наступления 1967 г. Все свои сбережения, все имущество и состояние завещал университету с целью создания Фонда Э. Бёрджесса, предназначенного для помощи студентам и проведения социологи четких исследований.

Оценки Бёрджесса в американской и мировой социологии очень высоки и почти не уступают тем, что даются в отношении творчества Парка. Так, известный американский социолог Г. Блумер отмечал, что Бёрджесс "более, чем кто-либо, способствовав развитию социологии в Соединенных Штатах... он был неутомим в формировании и расширении институциональных основ нашей дисциплины... Бёрджессу принадлежит огромная заслуга во внедрении и укреплении интересов социологии, как на общенациональном уровне, так и в Чикагском университете"*54.

*54: {Цит. по: Баньковская С.Л. Эрнст Бёрджесс // Современная американская социология. М., 1994. С. 32.}

Источник: http://pidruchniki.com.ua/15840720/sotsiologiya/istoriya_sotsiologii_-_zborovskiy_ge

Ссылки по теме:
  • Жизненный и профессиональный путь Э. Бёрджесса
  • Жизненный и профессиональный путь Р. Парка
  • Роль социологии в жизни общества
  • Бесплатные знакомства в Москве
    В настоящее время, когда каждый человек испытывает дефицит свободного времени, очень удобно знакомиться на специальных сайтах знакомств
    Интерактивные технологии в образовании
    В настоящее время система дошкольного образования переживает переходный период: создаются дошкольные учреждения разных видов в соответствии с их направленностью, в работе с детьми используются вариативные программы и технологии, открываются группы кратковременного пребывания детей и т.д



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь