Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Основные содержательные характеристики Чикагской школы

 1  2  3 

0Остановимся на содержательных сторонах развития Чикагской социологической школы в период 1916-1935 гг. Оно определялось проводившимися совместно преподавателями и студентами исследованиями, которые оказали сильное влияние на развитие социологической науки. Существовало относительное единство взглядов, равно как и неформальное лидерство группы ведущих социологов, в первую очередь Парка и Бёрджесса. Появились многочисленные ученики и последователи. ( рели которых наиболее значительными фигурами были, видимо, Маккензи и Вирт. Сформировалась единая исследовательская стратегия, связанная, прежде всего с развитием социальной экологии. В рамках этой стратегии были сформулированы принципы эмпирической социологии.

Одним из центральных среди них стало признание необходимости разработки для каждого исследования своей особой программы с целями, задачами, гипотезами, четко сформулированными объектом и предметом изучения. То, что сегодня делается почти на "автомате" в любом исследовании и чему учат студентов - будущих социологов, впервые было сформулировано, доказано, апробировано, реализовано в ходе исследований Чикагской школы. Именно се методология эмпирического исследования стала одним из основных факторов развития мировой социологии.

На возникновение и развитие Чикагской школы оказали серьезное влияние идеи американской философии прагматизма, в первую очередь У. Джеймса и Дж. Дьюи. Кстати, интересно отметить, что первой Чикагской научной школой в области социального знания была не социологическая, а философская школа прагматизма и инструментализма, которую как раз и возглавлял Дьюи. Вместе с тем, как отмечаюсь выше, представители американской эмпирической социологии, и в первую очередь Чикагской школы, испытали на себе значительное влияние европейских мыслителей. Глава школы Р. Парк четыре года провел в европейских университетах (Берлин, Страсбург, Гейдельберг), где слушал систематические курсы лекций Г. Зиммеля и В. Виндельбанда, а под руководством последнего написал и защитил докторскую диссертацию.

Среди основных достижений Чикагской школы назовем следующие. Большое внимание уделяется разработке и использованию различных методов эмпирического исследования. Выше уже шла речь о методе изучения документов - как официальных, статистических, так и в особенности личных ("Польский крестьянин..."). Исследуются установки и ценностные ориентации (аттитюды) различных социальных групп. Для этого применяется метод опроса - как устного (интервью), так и письменного (анкетирование), причем сам метод детально прорабатывается. Впервые ставятся проблемы его достоинств и недостатков.

Значительный интерес наблюдается в отношении использования качественных неформализованных методов исследования, что наиболее характерно для творчества Бёрджесса. Он вообще одним из первых в социологии использовал метод case study, направленный на всестороннее описание н объяснение отдельного социального факта (случая). Иногда этот метод называют монографическим.

Однако наибольшие достижения Чикагской школы связаны с исследованием целого ряда актуальных для того времени социальных проблем. Некоторые из них не потеряли своего значения и сейчас. Это проблемы города, рассматриваемого в качестве социальной среды, причем как крупного, так и небольшого. Говоря об исследованиях крупного города, отметим, что в их основу легли работы, проведенные в самом Чикаго. Во главу угла этих исследований была положена концепция города, базирующаяся на тесно связанных трактовках социального взаимодействия, социального пространства, социальной мобильности.

Работы Парка и Бёрджесса оказали большое влияние на исследования небольшого города, в частности, проведенные за пределами Чикагской школы супругами Еленой и Робертом Линд и описанные в двух их книгах: "Миддлтаун. Изучение современной американской культуры" (1929) и "Миддлтаун в переходный период. Изучение культурного конфликта" (1937). В этих работах, ставших так же классическими, как и многие труды Чикагской школы, исследовались жизнь общин и проблемы социального неравенства в небольшом американском городе. Толчком для названных выше трудов супругов Линд послужило изучение Парком проблем негров в Америке и в целом расовых отношений.

Ссылки по теме:
  • Кризис Чикагской школы и ее значение для социологии
  • Берджесс (Burgess) Эрнст
  • Чикагская школа в социологии
  • Газовая или электрическая плита: что выборать?
    Всем известно, что ни одна современная кухня не обходится без плиты, будь то электрическая или газовая
    Обзор женских изделий: куртки, пальто и плащи
    Если Вы не можете определиться с выбором стильной одежды на предстоящий сезон, то мы решили помочь Вам в этом непростом вопросе
     1  2  3 



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь