Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Исследование Мертоном девиантного поведения и способов адаптации

 1  2  3 

0Изучая дисфункциональные явления, Мертон уделил большое внимание анализу различных типов девиантного поведения, которые он рассматривал как реакцию на деформации и напряжения социальной структуры. Результатом этого исследования явилась работа "Социальная структура и аномия". Под аномией Мертон понимал особое нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы моральных ценностей и вакуумом идеалов. Причиной аномии он считал противоречие между "нормами-целями" культуры (стремление к власти, богатству, успеху как установки и мотивы личности) и существующими социальными нормами-средствами достижения этих целей.

Остановимся на этой проблеме подробнее.

Представленная типология в литературе определяется иногда как "классификация типов девиации Мертона"*60. Однако у самого социолога она называется несколько по-другому - "типология способов индивидуальной адаптации"*61.

*60: {См., напр.: Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 218; Кравченко С А., МнаирканянМ.0., Покровский не. Социология. Парадигмы и темы. М., 1998. С. 217.}

*61: {Merton R.K. Social Theory and Social Structure. N.Y., 1957. P. 140.}

Конформизм означает полную солидарность личности и с общественными целями, и с социально одобряемыми средствами их достижения. Этот тип личностного поведения противоположен девиантному. Он основан на зависимости человека от господствующих стандартов, мнений, стереотипов и установок с целью самосохранения, безопасности, выживания. Без наличия конформистского поведения нельзя было бы говорить о стабильности, социальном порядке и преемственности в развитии общества. Чем более широко представлен конформистский тип приспособления, тем более устойчивым и спокойным (надежным) является общественный порядок.

Все остальные типы поведения могут быть рассмотрены как в той или иной степени девиантные. Вместе с тем все они, в том числе и конформистский, выступают способами приспособления к целям и средствам их достижения, характерными для данного общества. Мертон не противопоставляет их друг другу, точно так же как не считает девиацию исключительно негативным явлением (что делают многие).

Инновационный способ адаптации предполагает согласие с общественно одобряемыми целями и в то же время поиск новых средств их достижения. В отличие от исключительно позитивной характеристики инновационного типа поведения, присущей отечественной социологии, в западных теориях и типологиях отклоняющегося поведения он трактуется более широко и многообразно, включая явно выраженные негативные средства достижения цели.

Мертон, например, пишет о таких, как использование мошенничества, рэкета, шантажа для того, чтобы стать богатым человеком (общественно одобряемая цель). Свой анализ инновационного способа отклоняющегося поведения он заключает следующей мыслью: "В обществах, подобных нашему (имеются в виду развитые капиталистические страны, в первую очередь США, но сегодня есть все основания относить к ним и Россию. - ГД), культурное акцентирование денежного успеха для всех и социальная структура, слишком сильно ограничивающая практическое использование одобряемых средств большинством, вызывают побуждение к инновационной деятельности, отступающей от институциональных норм. Но такая форма приспособления возможна только при несовершенстве социализации индивидов, позволяющей им пренебрегать институциональными средствами, сохраняя при этом устремленность к успеху" [Мертон. 1992. ? 3. С. 110].

Следующий способ адаптации - ритуализм. Он характеризуется принятием общественно одобряемых, институциональных средств достижения целей, но отказом от некоторых из самих целей. В частности, это касается безудержного стремления к успеху. Для многих "ритуалистов" характерен афоризм "Высоко взлетишь - больно упадешь", отсюда для них типичны, по мнению Мертона, высказывания "Я стараюсь не высовываться", "Не нашего ума дело", "Я играю осторожно" и т.д. Как отмечает американский социолог, "это тип приспособления индивида, лично стремящегося избежать опасностей и неудач посредством отказа от основных культурных целей и приверженности любому обещающему безопасность рутинному распорядку и институциональным нормам" [Там же. С. 111].

Ссылки по теме:
  • Социология девиантного поведения
  • Исследование Мертоном девиантного поведения и способов адаптации
  • Бурное развитие эмпирической социологии в США
  •  1  2  3 



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь