Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Теоретические истоки феноменологической социологии в творчестве М. Шелера

0Сформулированные выше идеи развивал в своем творчестве ученик и последователь Гуссерля, немецкий философ и социолог Макс Шелер (1874-1928), который, кстати, ввел в научный оборот сам термин "социология знания". Исходной позицией феноменологической социологии Шелера явилось разграничение всего бытия на две сферы: субструктуры (или реальных социальных факторов) и суперструктуры (или духовных, идеальных форм). К первой немецкий мыслитель относит географические, биологические, демографические, экономические, политические феномены (явления). Они представляют собой определенную базу социальной детерминации идей. Что касается суперструктуры, то она существует, по Шелеру, независимо от субструктуры, поскольку является сферой "абсолютного духа" - "идеальных сущностей", а человеческое познание есть способ приобщения к этой сфере.

Переход из сферы субструктуры в сферу суперструктуры осуществляется, согласно Шелеру, через "структуру человеческих побуждений". Это определенные импульсы, инстинкты, которые порождаются биологическими, географическими, экономическими и иными явлениями. В свою очередь, эти импульсы, побуждения вызывают стремления к тому или иному типу знания. Например, импульс, побуждение к спасению порождает тягу к религиозному знанию, а такое интеллектуальное побуждение, как чувство удивления, порождает стремление к философскому, "образовательному" знанию.

В связи с феноменологическим подходом к пониманию общества ученый вывел "закон трех фаз", характеризующий исторический процесс. На первой фазе возникает "независимая переменная" в виде кровнородственных связей и основанных на них социальных институтов. На второй фазе появляется совокупность политических факторов, на третьей фазе - экономических факторов. Они и влияют на возникновение тех или иных идей и знаний. Поскольку вместе с истинным знанием возникают предрассудки, иллюзорное знание, то задача феноменологической социологии состоит в том, чтобы изучать и их. Стало быть, знание как таковое выступает для Шелера как совокупность самых разнообразных представлений: научных, философских, религиозных, мистических и др.

Отсюда вытекает классификация знания, рассматриваемого немецким социологом в качестве ценностного феномена. Он выделяет три "высших рода" знания: знание ради господства, или деятельное иное знание позитивных наук; знание ради образования, или образовательное знание философии; знание ради спасения, или религиозное знание. Для краткости Шелер определяет их как позитивное, метафизическое и религиозное знание. Каждый из этих трех родов знания несводим к другому, он существует, "заложен" в самой природе человека.

Все они различаются между собой по социальным формам, мотивации, познавательным актам, целям познания, образцам типов личностей, формам исторического движения. Сточки зрения выделения в качестве критерия познавательных актов первый род знания (позитивное) характеризуется наблюдением, экспериментом, индукцией, дедукцией, второй (метафизическое знание) - созерцанием, познанием сущности путем усмотрения, третий (религиозное знание) - верой, страхом, надеждой, любовью. В плане критериального выделения образцов типов личностей первый род знания базируется на исследователе, второй - на мудреце, третий - на святом.

Говоря о социальных формах каждого рода знания, Шелер считает, что для позитивного знания создаются учебные и исследовательские организации, более или менее тесно связанные с техническими и промышленными организациями, профессиональными сообществами (юристов, врачей, ученых, государственных чиновников). Для образовательного знания существуют "школы мудрости" (в античном смысле) и образовательные сообщества, которые связывают воедино учебную, исследовательскую и жизненную практику своих членов и которые сообща признают какую-либо относящуюся к мирозданию "систему" идей и ценностей. Для религиозного, целительного знания существуют общины, церкви, секты, объединенные теологически направления мысли*85.

*85: {Шелер М. Формы знания и общество // Социол. журн. 1996. ?1/2. С. 135-143. }

Идея Шелера сводится к тому, что имеется определенное внутреннее сродство между данными типами знания (научно-позитивное, метафизическое, религиозное), типами их носителей (ученый, исследователь; мудрец, мыслитель, философ; провидец, святой) и типами (формами) организации (школа в современном смысле, исследовательский институт; школа мудрости в античном смысле; церковь или секта). Как пишет социолог, "все эти формы, каждая на свой лад, разрабатывают догмы, принципы, теории в таких формулировках, которые, возвышаясь над естественным языком, составляют сферу "образовательного языка", выражаются в "искусственных" знаковых системах в соответствии с сообща признаваемыми ими конвенциями измерения и определенной "аксиоматики""*86.

*86: {Там же. С. 138. }

В связи с "аксиоматикой" феноменологической социологии знания необходимо сказать о ее "высших аксиомах", которые Шелер формулирует и провозглашает в работе "Проблемы социологии знания" (1924) как исходные принципы феноменологического учения о знании. Их три.

1. Знание индивида (если его рассматривать не как обособленного человека, а как члена социальной общности) по существу априорно, т.е. предшествует всем этапам развития его самосознания и ценностного сознания.

2. Способы общения индивида, передачи знания различаются в зависимости от структуры социальной общности, к которой человек принадлежит. Среди этих способов Шелер выделяет "идентификацию", "подражание", "понимание", "сопереживание на основе бессознательного заражения", "вывод по аналогии".

3. В основе происхождения нашего знания о реальности и наполнения его знанием предметных сфер - "внешний мир", "внутренний мир", "мир живой природы", "мир мертвой природы" - лежит "закон порядка", в соответствии с которым первый мир первичен по отношению ко второму, а третий мир - по отношению к четвертому.

Источник: http://pidruchniki.com.ua/15840720/sotsiologiya/istoriya_sotsiologii_-_zborovskiy_ge

Ссылки по теме:
  • Теоретические истоки феноменологической социологии в творчестве Э. Гуссерля
  • Теоретические истоки феноменологической социологии в творчестве М. Шелера
  • Шелер (Scheler) Макс
  • Безопасно ли регистрироваться в онлайн казино? Безопасно ли регистрироваться в онлайн казино?
    На сегодняшний день казино практически возглавляет вершину популярности
    Новые возможности онлайн-казино! Новые возможности онлайн-казино!
    Большинство профессиональных игроков предпочитают играть в онлайн казино http://play-klub-volcano.com/games/crazy-monkey.html , нежели проводить время в реальном игровом заведении



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь