Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Этнометодология как парадигма социологии второй половины XX в.

0Этнометодология определенным образом связана с символическим интеракционизмом и феноменологической социологией, поскольку и для нее основное в предметной зоне - изучение взаимодействия между людьми. Вместе с названными выше двумя направлениями этнометодология составляет своеобразную "триаду" гуманистической социологии (последнюю иногда называют гуманистической парадигмой в социологии). Ее основателем является американский социолог Гарольд Гарфинкель (род. в 1917 г.). Его считают учеником Т. Парсонса, у которого он стажировался в Гарвардском университете. Впоследствии стал профессором Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Главный труд Гарфинкеля - "Исследования по этнометодологии" - был опубликован в 1967 г. Именно ему принадлежит термин "этнометодология". Наиболее яркие представители направления - Д. Дуглас, Г. Закс, П. Макхью, А. Сикурел, Э. Ливингстон. Последний опубликовал в 1987 г. книгу " Понять этиометодологию", являющуюся одной из наиболее интересных работ в рассматриваемой области социологического знания. Особенность этой книги состоит в том, что в ней читателя знакомят не только с теоретическими идеями этнометодологии, но и с техникой ее исследовательской практики.

Смысл этнометодологии состоит в превращении методов этнографии и социальной антропологии в общую методологию социологических исследований. Речь идет об использовании методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык анализа современных социальных и культурных явлений и процессов. С учетом сформулированного научного интереса предметом этнометодологии являются процедуры интерпретации социальных явлений и их научного осмысления, осуществляемого как раскрытие механизмов социальной коммуникации между людьми. Поскольку последняя имеет место, прежде всего в виде речи, языкового общения, приобретающего формальные очертания и структуры, становится понятным утверждение Гарфинкеля и Закса: "Интересы этнометодологии... настойчиво фокусируются на формальных структурах ежедневной деятельности"*87.

*87: {Цит. по: Хрестоматия по современной западной социологии второй половины ХХ века / Под ред. Г.Е. Зборовского. Екатеринбург, 1996. С. 142. }

По мнению социологов, задача этнометодологии состоит в характеристике методов социологического исследования, связанного с рациональным, корректным языковым описанием практических повседневных социальных взаимодействий. Одним из решающих условий успешности этого описания является значение контекста (социальной среды), в котором происходит взаимодействие.

Однако именно в вопросе о том, что такое социальный контекст взаимодействия, и существуют принципиальные расхождения между этнометодологией и, скажем так, традиционной европейской и американской социологией, представленной идеями М. Вебера и Т. Парсонса (и это несмотря на то, что Гарфинкель, как уже отмечалось, был учеником американского социолога). Так, для Парсонса взаимодействие и его понимание участниками этого процесса обусловлено влиянием общих социокультурных норм и ценностей и их приятием (либо неприятием, что ведет к конфликтам); таким образом, оно детерминировано извне. Для Гарфинкеля же (и других этнометодологов) коммуникация между .индивидами и ее интерпретация осуществляются на основе субъективного конструирования людьми социального мира и социального порядка. Происходит своего рода локальное производство социального порядка на основе повседневной рациональности, характерной для индивидов.

Этнометодология, следовательно, имеет дело с повседневными, обыденными действиями людей и их практическим мышлением в ходе осуществления такой деятельности. Исходя из этого, Гарфинкель изучал поведение людей в суде, очередь как явление социального порядка, беседы между людьми и т.д. Главное, что его интересовало, - как, каким образом, благодаря каким методам и каким действиям осуществляется деятельность группы, непосредственно производящей социальный порядок.

В этом отношении представляет интерес описание Ливингстоном деятельности социолога*88. Вообразим оживленный перекресток. Социолог расположился на крыше высотного дома и вооружен кинокамерой для того, чтобы можно было отснять и затем на основе истолкования (интерпретации) полученного на пленке изображения объяснить характер движения встречных потоков пешеходов, переходящих улицу. Ему нужно описать и интерпретировать многообразные проявления поведения массы людей, которые, анонимно взаимодействуя, организуют свою деятельность таким образом, что осуществляются наиболее оптимальные варианты встречного движения. Речь идет о том, что пешеходы достигают противоположного тротуара при минимуме столкновений с идущими навстречу потоками людей. Анализируя последовательность кадров, социолог предлагает следующую интерпретацию увиденного. Встречные потоки пешеходов выглядят в виде "клиньев" или "линейных фронтов", двигающихся под углом друг к другу вслед за первыми пешеходами, находящимися в самой "острой" части клина. Предложенная интерпретация - образец объяснения непосредственного практического действия. В его основе лежит соблюдение требований порядка и организации, которые не могут быть увидены "изнутри", но становятся очевидными для стороннего наблюдателя. В данном случае цель этнометодолога - понять интерпретирующую деятельность аналитика в ее тождественности практическим действиям.

*88: {Livingston Е. Making Sense of Ethno methodology. L; N.Y., 1987. P. 21-27.}

Источник: http://pidruchniki.com.ua/15840720/sotsiologiya/istoriya_sotsiologii_-_zborovskiy_ge

Ссылки по теме:
  • Этнометодология
  • Этнометодология как парадигма социологии второй половины XX в.
  • Теория среднего уровня Р. Мертона
  • Преимущества игры в онлайн-казино дома Преимущества игры в онлайн-казино дома
    Большинство любителей азартных игр все чаще стали отдавать свое предпочтение виртуальным заведениям, нежели реальным казино, и данный факт полностью обоснован.  Для того чтобы играть в онлайн-казино http://online-games-vulkan.com у игрока нет потребности покидать свое уютное место перед компьютером и ехать в суровую погоду на другой конец города
    Бизнес- идея: разведение перепелов (часть 3- Технология продолжение) Бизнес- идея: разведение перепелов (часть 3- Технология продолжение)
    Технология перепелиного бизнеса (продолжение) Для того, чтобы ваш перепелиный бизнес стал успешным и вы не потерпели фиаско необходимо с умом и вниманием подойти ко всем деталям и особенностям разведения перепелов



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь