Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Гоффман (Goffman) Ирвинг

Эрвинг <b>Гоффман</b>Гоффман (GoffmanGoffman) Ирвинг (1922-1982) - американский социолог. Родился в Канаде, в 1945 окончил университет Торонто, в 1949 Чикагский университет, где его учителями были У. Ллойд Уорнер и Э. Хьюз. В 1949-51 провел полевое исследование сообщества на одном из Шетландских островов, материалы которого легли в основу докторской диссертации `Коммуникативное поведение в островном сообществе` (1953); ее основные идеи разработаны в его дальнейших исследованиях: взаимодействие лицом-к-лицу, способы поддержания, разрушения и восстановления публичного порядка во взаимодействии и т.д.

В 1954-57 сотрудничал в Национальном институте психического здоровья; в 1955-56 исследовал в госпитале св. Елизаветы в Вашингтоне социальную организацию закрытого психиатрия, учреждения, общие особенности тотальных организаций и механизмы влияния организации на человеч. личность. По материалам исследования была написана книга `Приюты` (1961). В 1958-68 работал на факультете социологии Калифорнийского университета в Беркли. В эти годы он издал ряд работ, посвященных анализу взаимодействия лицом-к-лицу и публичного порядка: `Представление себя в повседневной жизни` (1959), `Столкновения` (1961), `Поведение в обществ, местах` (1963), `Стигма` (1968). В 1968-82 - профессор социологии и социальной антропологии Пенсильванского университета. В 70-е гг. написал работы о ритуальных аспектах повседневного взаимодействия `Ритуал взаимодействия` (1972) и `Отношения на публике` (1971), а также методол. труд `Рамочный анализ` (1974). В 1981 избран президентом Амер. социол. ассоциации.

Основной темой исследований Гоффмана было повседневное взаимодействие лицом-к-лицу, т.е. обыденное взаимодействие между людьми, находящимися в непосредственном физическом присутствии друг друга. Одной из важнейших его заслуг было то, что он показал фундаментальную упорядоченность привычных и незаметных форм повседневного человеческого поведения (передвижения людей по улицам, разговорных взаимодействий, приветствий и прощаний, проявления вежливости и тактичности, разрешения маленьких споров и неурядиц и т.п.).

Он считал, что публичный порядок, поддерживаемый в таких простейших формах человеческого поведения и взаимодействия, является базисным уровнем поддержания социального порядка и социальной солидарности и необходимым условием для всех более высоких уровней социального порядка (политического, экономического и т.д.). Гоффман рассмотрел различные механизмы поддержания публичного порядка: ритуал, игру, драму и т.д. Например, в работе `Представление себя в повседневной жизни` Гоффман развил `театральную метафору`, рассмотрев действующих индивидов как актеров, играющих на сцене определенные роли в присутствии аудитории. Эта работа принесла ему славу основоположника концепции `социальной драматургии`.

Продолжая традиции исследования ритуала (Дюркгейм и Радклифф-Браун), Гоффман подверг исследованию небольшие межличностные ритуалы, локализованные в повседневных социальных взаимодействиях: приветствия и прощания, ритуальную организацию разговора, принесение извинений, праздничные встречи, предоставление небольших услуг незнакомцам и т.п. Разделив межличностные ритуалы на позитивные (`поддерживающие`) и негативные (`исправительные`), он проанализировал ритуальные аспекты повседневных взаимодействий (`поддержание лица`, уважительные манеры поведения, тактичность, вежливость). Используя оригинальные методол. модели, Гоффман продемонстрировал, что такие маленькие ритуалы имеют свою структуру, совершаются по опр. правилам, а также дают индивидам средства восстановления публичного порядка в случаях, когда он преднамеренно или непроизвольно нарушается.

В работе `Приюты` Г. подробно проанализировал особенности социальной организации закрытых учреждений (`тотальных организаций`): тюрем, психиатрических больниц, лепрозориев, армейских частей, монастырей, приютов для детей и престарелых и т.п. Особым предметом интереса Гоффмана были механизмы трансформации человеской личности под воздействием таких организаций; он считал эти механизмы универсальным компонентом участия индивида в социальной структуре общества. Работа `Приюты` имела большой резонанс и наряду с другой работой `Стигма`, в которой была развита теория `стигматизации`, оказала содействие освобождению псевдобольных из психиатрич. учреждений.

Работы Гоффмана исключительно богаты по содержанию, отличаются междисциплинарным характером; они оказали серьезное влияние на антропологию, социологию, лингвистику, этологию, полит, науку, психологию, теорию коммуникаций, фольклористику и т.д.; пользовались огромной популярностью, выходили массовыми тиражами. В 80-е гг. началось серьезное теор. осмысление его наследия. Многие исследователи относят Г. к числу наиболее выдающихся социологов второй половины 20 в.

Соч.: The Presentation of Self in Everyday Life. Garden City; N.Y., 1959; Asylums. Garden City; N.Y., 1961; Encounters. Indianapolis, 1961; Behaviour in Public Places. N.Y., 1963; Stigma. [Harmondsworth; Engl., 1968]; Relations in Public. N.Y., 1971; Interaction Ritual. L., 1972; Frame Analysis. N.Y., 1974; The Interaction Order // Amer. Sociological Review, Washington, 1983, vol. 48, N 1.

Ссылки по теме:
  • Гоффман (Goffman) Ирвинг
  • Взгляды Э. Гоффмана
  • Идеи символического интеракционизма в работах Э. Гоффмана
  • В российских регионах борятся за чистоту дворов
    В природоохранном законодательстве Ростовской области ожидаются изменения, об этом поступила информация от комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области
    Как получить медицинскую справку для УФМС для иностранных граждан в России - все что нужно знать иностранцу
    В наше время всё большее количество людей стремятся уехать в другую страну для того чтобы иметь возможность устроиться на работу и получать достойную заработную плату для содержания себя и своей семьи



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь