Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Калер (Kahler) Эрих фон

 1  2  3 

Калер (KahlerKahler) Эрих фон (1885-1970) - нем. историк, социолог и философ, искусствовед и литературовед, представитель неоромантического направления в современной философии, внесший весомый вклад в развитие культурологии. Отец, Рудольф Калер, промышленник, был возведен императором Францем Иосифом в рыцарское достоинство. Мать - Антуанетта Шварц (ум. 1951), детская писательница. Калер получил образование в университетах Вены, Мюнхена, Гейдельберга. В 1911 присуждена докторская степень в Венском университете за диссертацию "О праве и морали".

В 1913-33 живет в Германии. Эти годы ознаменованы знакомством и дружбой со С. Георге, М. Вебером и Ф. Гундольфом. В 1933 Калер был внесен нацистами в черные списки, эмигрировал в Чехословакию и получил чешское гражданство. В 1935 переезжает в Швейцарию, а в октябре 1938 эмигрирует в США, где вместе с семьей поселился в Принстоне (Нью-Джерси). В 1941-45 К. читал лекции в Школе социальных исследований (Нью-Йорк), работал в университах Чикаго, Нью-Йорка, Манчестера, Принстона и штата Огайо, а также в Институте высших исследований (Принстон). В послевоенные годы читал лекции в университетах Германии.

Творчество Калера носит поистине энциклопедический характер и охватывает множество различных гуманитарных дисциплин и исторических периодов. Делом, которому Калер посвятил всю жизнь, было изучение человеческой истории и истории человеческого сознания. В своих исторических трудах Калер вырабатывает методику, позволяющую ему достичь некоего "единства", при наличии которого прошлое предвосхищает настоящее, а настоящее угадывается в прошлом; в таком единстве "далекого" и "близкого" история предстает вневременной целостностью, обретает протяженность и обращенность в будущее.

Калер проводит также идею единства знания (при к-ром исчезает деление на "науку" и "искусство") и единства жизненного опыта. Калер усматривает тесную взаимосвязь между человеком (человеческим сознанием) и историческим событием. Раскрывая их органическую структуру, Калер впервые заявляет о всеобщей антропологии, науке "о человеке, для человека и посредством человека", - "новой науке" (scienza nuova), по характеристике Г. Броха, основанной на тезисе о самосознании человека, т.е. о его способности (в силу трансцендентной сущности) познавать окружающий мир и самого себя. Согласно Келеру, по мере накопления знаний, взаимодействие между человеком и окружающим его миром становится все теснее, происходит сближение форм и объектов сознания, а научная система все более приближается к достижению изначального (донаучного) видения единства мира. Такова цель, постулируемая Калером, - цель, к которой можно стремиться, но которая едва ли достижима.

Будучи неоромантиком, Калер видел будущее как развитие человеческого духа, вплоть до того момента, когда "единая наука" придет к "человеку как идее". В этой науке будущего исчезнет привычное ныне деление на отдельные области знания. В "новой науке" Калер видит особый вид творчества, в процессе которого исследователь одновременно реализует себя как ученый и как художник, создавая при этом идеальный образ единой картины мира.

В период между Первой и Второй мировыми войнами появляются первые крупные труды Калера по философии истории: "Династия Габсбургов" (1919) и "Немецкий характер в истории Европы" (1936), а также по эпистемологии: "Человеческое единство" (1919) и "Призвание науки" (1920). Итогом слияния этих двух направлений его творчества была выработка нового взгляда на историю человечества в книге "Мера - человек. Новый подход к истории" (1943). Она стала вехой на пути к реализации плана создания универсальной теории и истории человечества, который Калер обдумывал еще в 20-е гг. В этом сочинении история предстает биографией Человека, исследованием его природы. История для Калера - двоякий континуитет: время и развитие человека в его единстве как биологического существа и как носителя духовности. История позволяет проследить, как "дух" развивается во все более совершенную способность человека к познанию и, наконец, становится синонимом целых жизненных сфер (религия, искусство, философия, естеств. науки). В книге проводится взгляд на историю как на развитие по расширяющейся спирали, в котором Человек предстает воплощением "духа". В этом развитии Калер различает три фазы. На первой - человек учится разграничивать внешний и внутренний мир, превращается в обладающего душой индивида. В эпоху Возрождения, когда процесс духовной эмансипации достигает полноты и человеческий разум обретает свободу, наступает вторая фаза, Новое время, когда трансцендентная сущность человека ведет его, с одной стороны, ко все более верному постижению явлений природы, а с другой - к сознат. формированию человеч. об-ва. На третьей фазе, в эпоху масс, коллективов, идет борьба за обретение человеком места в познанном им универсуме. В дальнейшем выдвижение в центр исследования исторического развития духовного человека, познающего окружающий мир и себя и созидающего новое, станет неотъемлемой особенностью творчества Калера.

Ссылки по теме:
  • Калер (Kahler) Эрих фон
  • Фромм (Fromm) Эрих
  • Франкфуртская школа
  •  1  2  3 



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь