Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Мамфорд (Mumford) Льюис

<b>Мамфорд</b> (<b>MumfordMumford</b>) <b>Льюис</b>Мамфорд (MumfordMumford) Льюис (19. 10.1895, Флашинг, Нью-Йорк) - американский философ и социолог. Автор значительного числа книг и статей, касающихся широкого спектра проблем социологии, политики, экономики, религии, морали, культуры, истории и теории иск-ва и техники, архитектуры и т. д. Его главные работы делятся на три группы:

1) социологический анализ американской культуры и искуства;
2) социология урбанизации;
3) теоретико-социологический анализ фундаментальных проблем развития культуры и общества.

Важнейшая линия в трудах Мамфорда - критический анализ буржуазного общества, порабощающего человека, лишающего его индивидуальности. Особый упор в критике Мамфорд делает на технократическую сущность капитализма (Технократия). С момента возникновения последнего, т. е. с началом промышленной революции, развитие техники обернулось технократизацией об-ва, человека и человеческих отношений. Человек стал своего рода "перемещенным лицом" в созданном им самим мире. Все время возрастающий разрыв между уровнями технологии и нравственности привел к ситуации господства "Мегамашины" - предельно рационализированной и бюрократизированной надындивидуальной социальности. Гуманизм и социальная справедливость пали, по Мамфорд, жертвами технического прогресса и "интеллектуального империализма".

Безличностная организация уже не просто подавляет, а подменяет собой человека. Прогресс стал особого рода божеством, наука и техника- своеобразной религией, а ученые - сословием новых жрецов. Выход из сложившейся ситуации М. видит в эстетизации технократического общества, и прежде всего - в эстетизации техники, в возвращении ей истинно человеческого смысла и содержания. Мамфорд призывает не ускорять НТП, который в этом случае станет неуправляемым, а попытаться соединить его с ценностями нравственного порядка, вернуться к ситуации отношений человека и техники, характерной, напр., для средневековья, "золотого века" человечества по мн. М. Техника и технология должны служить человеку и выражать собственно человеческие ценности. Один из путей такого служения - "интегративный дизайн", разработанный Мамфордом способ соединения иск-ва и массового технологического производства, объединения техники и человека. Такой идеал Мамфорд видел, напр., в "органичной архитектуре" Ф.Л. Райта. Эстетическая утопия подобного рода при экстраполяции на об-во в целом вела к особого рода неогуманистическим социол. проектам "возрождения жизни". Технократическая в целом концепция М. оказалась неогуманистической этико-эстетической утопией, призывающей к соединению несовместимого. Сила социальной критики в его трудах не подкрепляется соотв. уровнем конструктивных программ. Это противоречие отразилось и на политических взглядах Мамфорда, часто менявшихся на протяжении его долгой жизни.

Соч.: 1) Technics and civilization. N. Y., 1934. 2) The condition of man. N. Y., 1944. 3) The myth of the machine. N. Y" 1967-1970.

Ссылки по теме:
  • Мамфорд (Mumford) Льюис
  • Морган (Morgan) Льюис Генри
  • Взгляды Л. Козера на парадигму конфликта



  • Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь