Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Маннгейм (Mannheim) Карл

Маннгейм (MannheimMannheim) Карл (27. 03.1893, Будапешт-09.01.1947, Лондон) - немецкий философ и социолог, один из создателей знания социологии. Учился в университетах Будапешта, Фрайбурга, Гейдельберга, Парижа. Взгляды Маннгейма формировались под влиянием идей Д. Лукача, Б. Залоша, Э. Ласка, Риккерта, Э. Гуссерля, М. Вебера, Шелеpa - в традициях неокантианства, феноменологии, марксизма (в трактовке раннего Д. Лукача). После падения Венгерской советской республики (1919) эмигрировал в Германию. С 1925 г.- приват-доцент философии Гейдельберг-ского университета, с 1929 г.- профессор социологии и национальной экономики на кафедре Ф. Оппенгеймера во Франкфурте. С 1933 г., эмигрировав в Великобританию, читал лекции по социологии в Лондонской школе экономики и политической науки, с 1941 г.- в Институте образования при Лондонском университете, где в 1945 г. стал профессором педагогики. Незадолго до смерти - руководитель отдела ЮНЕСКО. Является инициатором и редактором "Международной библиотеки по социологии и социальной реконструкции", способствовал конституированию социологии как учебной дисциплины в Англии.

В первый, "немецкий", период, наиболее продуктивный с творческой точки зрения, Маннгейм занимался проблемами интерпретации "духовных образований", теорией познания сначала в русле философии культуры (Seele und Kultur. Budapest, 1918) и гносеологизма (Die Struktur-analyse der Erkenntnistheorie. В., 1922), затем разработал собственную философско-социологическую методологию - социологию познания, или социологию мышления (Historismus. 1924; Das Problem einer Sociologie des Wissens. 1925; Ideologische und soziologische Interpretation der geistigen Gebilde. 1926). В дальнейших работах Маннгейм углубляет свою социологическую методологию, развивая ее категориальный аппарат на конкретном социально-историческом материале - исследует генезис консервативного стиля мышления в Германии, феномен поколенческого единства, проблемы конкуренции в духовной сфере, сущность идеологии и утопического сознания.

Во второй, "английский", период занимался главным образом популяризацией социологии познания, развивал ее идеи в сфере теории культуры, культурной и образовательной политики. Заимствовав марксистское положение о зависимости общественного сознания от общественного бытия и социальной обусловленности познания, Маннгейм вслед за Шелером полагал, что общественное бытие не сводится только к "экономическим отношениям производства".

"Социальное бытие", по Маннгейму,- это исторический жизненный процесс, естественно порождающий из себя в разные эпохи разные "центры систематизации" - реальные жизненные доминанты, которые могут носить не только экономический, но и, как, например, в средние века, религиозный или иной характер, определяя стиль эпохи. В рамках опредеделенной эпохи могут существовать различные социальные "констелляции" - естественно исторически сложившиеся расстановки социально-классовых позиций и сил. Последние обусловливают существование различных "стилей мышления", или "мыслительных позиций".

Специфическая задача социологии познания - соотнести "духовные образования" с социальными позициями их носителей. Это соотнесение выявляет, сколь различным образом может представляться одна и та же ситуация наблюдателям, находящимся в различных позициях. Поэтому социология познания, считает Маннгейм, должна отбросить "метафизическую иллюзию о внеисторическом субъекте социального познания", выхваченном из социального контекста, мыслящего якобы с "точки зрения вечности", и признать тот факт, что различное положение познавательных субъектов в социально-историческом пространстве и времени обусловливает "релятивность" их познания - односторонность их познавательных "перспектив", относительную ложность их точек зрения. (Историцизм). Если правящий класс выдает свою идеемыслительную "перспективу" за единственно истинную и пытается обосновать ее, как таковую, теоретически, то налицо,по Маннгейму, "духовное образование", которое называется "идеологией". Любая "идеология", по Маннгейму,- это апология существующего строя, теоретизированные взгляды класса, добившегося господства и заинтересованного в сохранении статус-кво. "Идеологиям" всегда противостоят "утопии", как правило недостаточно теоретизированные, эмоционально окрашенные "духовные образования", порожденные сознанием оппозиционных, угнетенных классов, слоев, групп, стремящихся к социальному реваншу, а потому столь же субъективно-пристрастные, как и "идеологии".

По существу "утопии" ничем не отличаются от "идеологий", поскольку также стремятся выдать "часть за целое"- свою одностороннюю правоту за абсолютно истинную точку зрения. С приходом к власти ранее угнетенных слоев "утопии" автоматически превращаются в "идеологии". Называя свою социологическую методологию "реляционизмом", Маннгейм пытается доказать, что она не тождественна историческо-социологическому релятивизму. По Маннгейму, существует особая социальная группа, потенциально способная вырваться из порочного круга "связанности бытием",- творческая, "свободно парящая" интеллигенция. С интеллигенцией Маннгейм связывал надежды на сохранение демократий в эпоху "массовых обществ", подверженных опасности установления тоталитарного режима фашистского типа. Идеи Маннгейма оказали большое влияние на социологическую мысль Запада. Хотя у Маннгейма не было продолжателей, безоговорочно принявших его социологическую методологию, конкретные историческо-социол. исследования Маннгейма признаны классическими (Историческая социология).

Соч.: 1) Ideologic une Utopie. Bonn, 1929. 2) Diagnosis of our time: Wartime essays of a sociologist. L., 1943. 3) Freedom, pawer and democratic planning. L., 1950. 4) Wissenssociologie. Auswahl aus dem Werk. B. und Newied, 1964.МАНГЕЙМ, Contemporary Sociology Knowledge. L., 1989.A. H. Малинкин. Культурология XX век. Энциклопедия. Том второй м-я С-П., Университетская книга. 1998

Ссылки по теме:
  • Маннгейм (Mannheim) Карл
  • Этнометодология
  • Социология познания
  • В Петербурге пройдет выставка лучших украшений России
    В Петербурге в Центральном выставочном зале `Манеж` состоится международная выставка-ярмарка `Лучшие украшения России
    Протех предлагает широкий выбор ультразвуковых моек
    Процесс изготовления различных промышленных изделий сопряжен с применением многих материалов, смазок, покрытий



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь