Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Риккерт (Rickert) Генрих

<b>Риккерт</b> <b>Генрих</b>Риккерт (RickertRickert) Генрих (25.05. 1863, Данциг- 28.07.1936, Гейдельберг) - основатель (совместно с В. Виндельбандом) баденской школы неокантианства, представитель трансцендентального идеализма, оказавший влияние на формирование теоретико-методологических позиций М. Вебера. Профессор Фрайбургского (с 1894) и Гейдельбергского (с 1916) университетов. Не отрицая самого факта существования действительности, по своему содержанию не зависящей ни от человека, ни от человечества, Риккерт утверждал, однако, что само по себе это содержание абсолютно иррационально и не может быть предметом познания.

В качестве познаваемого оно выступает, лишь будучи оформленным, т. е. поставленным в определенное отношение к человеческому сознанию, но не индивидуальному ("эмпирическому"), а всеобщему ("чистому") или трансцендентальному, от которого это содержание, по Риккерту, и получает свои изначальные формы. Согласно первоначальному варианту этой философской концепции, изложенному в работе "Предмет познания" (1892), глубинным источником всех этих форм, превращающих иррациональное содержание в рационально постижимый предмет познания, является "трансцендентальное долженствование". Под ним Риккерт понимал необходимость, имеющую скорее "этический", чем "логический", корень, которая побуждает человека выносить суждение относительно чего-либо, утверждая или, наоборот, отрицая его. Поскольку эта необходимость имеет, по Риккерту, не психологический характер, то она гарантирует независимость результата познавательного процесса от субъективизма.

Трансцендентальный идеализм Риккерта означал примат практического (т. е. этически ориентированного) разума по отношению к теоретическому, ориентированному чисто познавательно. Это побуждало Риккерта гораздо шире, чем это было у неокантианцев марбургской школы, ориентировавшихся на естествознание, включить в круг своего философского рассмотрения гуманитарные науки, подвергнув далеко идущей критике их методологическую зависимость от естественных наук.

Уже в работе "Предмет познания" система категорий, определявших ("конституировавших"), по Риккерту, форму "данности" содержания познающему субъекту, истолковывалась таким образом, чтобы, с одной стороны, последующая конкретизация этих категорий в эмпирических науках не исключала научного рассмотрения человеческого поведения, а с др. стороны, не утрачивалось бы понимание специфики этого поведения в отличие от "поведения" объектов естественнонаучного познания. Риккерт подверг критике кантовскую систему категорий, недостаток которой он видел в том, что она в качестве "конститутивной обосновывающей действительность категории" предполагала "понятие закономерности", в соответствии с чем рассмотрение человеческого поведения признавалось научным лишь в том случае, когда оно подводилось под это понятие, т. е. рассматривалось под углом зрения "всеобщности", а не индивидуальности.

Между тем, утверждал Риккерт, "все чисто конститутивные категории должны быть такого рода формами, что они могут быть применимы к единичному индивидуальному содержанию"; в этом их отличие от тех понятийных форм, которые "по своему понятию уже формы всеобщего" и относятся к "методологическим формам", разрабатываемым в рамках естествознания. Опираясь на это различие, Риккерт предложил трансцендентально-философское обоснование специфики "индивидуализирующих" исторических наук, которые он, вслед за В. Виндельбандом, решительно противопоставлял "генерализирующему" естествознанию, отстаивая одновременно их научный статус. "Если мы...отделим закономерность как методологическую форму от причинности,- писал Риккерт,- то все же, хотя всякая действительность обусловлена причинно, могут существовать науки, которые вовсе не интересуются законами, но стремятся познать индивидуальные причинные ряды. Да, эти науки тогда по отношению к индивидуальному содержанию своих понятий объективной действительности, которая всегда индивидуальна, стоят даже ближе, чем науки о законах, и могут в противоположность им быть названы именно науками о действительности". Этот круг идей получил дальнейшую разработку в работах "Границы естественнонаучного образования понятий" (1896), "Науки о природе и науки о культуре" (1899), "Философия истории" (1904) и др., сыгравших весьма важную роль в методологическом самоопределении гуманитарных наук и социологии.

Хотя Риккерт и отказал социологии, толкуемой им как "чисто естественнонаучное трактование человеческой социальной духовной жизни", в праве считаться исторической наукой, его ученик Вебер выдвинул программу развития социологии как "универсально-исторической" науки. Результатом методологического самоопределения, осуществляемого в русле риккертовской постановки вопроса о логическом обосновании наук, занимающихся изучением "человека в истории", стало возникновение "универсально-исторической" - понимающей социологии Вебера (разрабатываемой как противоположность "понимающей психологии" Дильтея с категорией социального действия как исходной). В свою очередь, понимающая социология Вебера с ее методологически отрефлектированными понятиями сыграла значительную роль в развитии той линии американской социологии, которая получила свое завершение у Парсонса. Через веберовскую понимающую социологию риккертовская постановка вопроса о специфике методологии исторических наук продолжала и продолжает оказывать влияние и на последующее развитие социол. мысли.

Соч.: 1). Границы естественнонаучного образования понятий: Логическое введение в исторические науки. СПб., 1903. 2) Введение в трансцендентальную философию. К., 1904. 3) Философия истории. СПб., 1908. 4) О системе ценностей// Логос, 1914. Вып. 1. Т. 1. С. 45-79.

Ссылки по теме:
  • Риккерт (Rickert) Генрих
  • Э. Фромм. Основные этапы жизненного пути
  • Концепция личности в творчестве Фромма
  • Уроки успеха
    В Ульяновской области с февраля 2013 года учащимся старших классов начнут прививать любовь к рабочим профессиям
    Компания Мечел расширяет свою деятельность
    Компания Мечел совершила крупное приобретение и пополнила свои активы



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь