Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Шпенглер (Spengler) Освальд

<b>Шпенглер</b> (<b>SpenglerSpengler</b>) <b>Освальд</b>Шпенглер (SpenglerSpengler) Освальд (29.05.1880, Бланкенбург, Гарц - 8.05. 1936, Мюнхен) - нем. философ истории и культуры; представитель философии жизни; социальный философ и публицист консервативно-националистического направления, подготовившего интеллектуальную атмосферу для так называемого "национал-социалистического мировоззрения", которое ассимилировало ряд идей Шпенглера; автор широко известного труда "Закат Европы", в к-ром предсказывал неминуемую гибель западно-европейской цивилизации.

Философия истории Шпенглера строится на основе специфического истолкования культуры, которая рассматривается, во-первых, не как единая общечеловеческая культура, а как расколотая на восемь культур, каждая из которых вырастает на основе своего собственного уникального "прафеномена" - способа "переживания жизни": египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, культура майя, а также пробуждающаяся русско-сибирская культура; во-вторых, как подчиненная жесткому биологическому ритму, определяющему основные фазы ее внутреннего развития: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и "закат". На основе этой биологической ритмики в пределах общего "цикла" эволюции каждой из вышеупомянутых культур выделяются два главных этапа: этап восхождения культуры (собственно "культура") и этап ее нисхождения ("цивилизация").

Первый из них характеризуется "органическим" типом эволюции во всех сферах человеческой жизни - социальной и политической, релит, и этической, художественной и научной, второй - "механическим" типом эволюции, представляющим собою "окостенение" органической жизни культуры и ее распад. Эпоха "закостеневания" творческих начал культуры в механически-безжизненных формах "цивилизации" сопровождается, по Шпенглеру, процессами "омассовления", проникающими во все сферы человеческой жизни. Символами этого "омассовления" являются огромные города, приходящие на место разбросанных по земле (и живущих в неразрывном единстве с нею) деревень и небольших городов. Процесс "омассовления", означающий развитие "цивилизации" на основе количественного принципа, заменившего качественный принцип "культуры", находит свое дополнение в "глобализации" форм и способов человеческого существования - хозяйства, политики, техники, науки и т. д.; а это в свою очередь свидетельствует о господстве в жизни человека "цивилизации" принципа пространства над принципом времени. Это находит концентрированное выражение в мировых войнах, цель которых - глобальное господство над миром государства-победителя является высшим смыслом существования "цивилизации" и олицетворяющего ее "Цезаря" (фигура, согласно Ш., неизменно возникавшая во всех культурах на стадии "цивилизации").

Несмотря на то что бесконечная череда войн, ведущихся за мировое господство, и есть, по Шпенглеру, форма самоотрицания и гибели культуры в целом, он относится к подобной перспективе с мрачным воодушевлением, не видя для людей эпохи "цивилизации" никакого более высокого смысла, чем участие в таких войнах ("Годы решения. Германия и всемирно-историческое развитие", 1933). В целом его концепция отмечена "свинцовым" (по выражению Т. Манна) фатализмом, не оставляющим человеку никакой иной перспективы, кроме перспективы следования требованиям, предъявляемым ему культурой, замкнутой в рамках своего способа "переживания жизни" и своего "жизненного ритма"; отсюда и своеобразный "героический пессимизм" Шпенглера, требующий от человека энтузиазма в ситуации фатально предписанной ему перспективы существования - какова бы она ни была ("Пессимизм?", 1921). Не являясь автором идеи выделения в рамках культуры "органических" и "механических" начал, Шпенглер придал этой дихотомии настолько сенсационную форму, что, говоря о "культуре" и "цивилизации", в социально-философской и социологической литературе чаще всего ссылаются именно на него. Социальная философия Шпенглера неоднократно подвергалась аргументированной и убедительной критике с самых различных сторон, что, однако, не мешало ее популярности в тех кругах, которые ориентировались не на разумность теоретической аргументации, а на эмоциональное впечатление, производимое эстетски-снобистской манерой изложения, получившей характер моды в западной социальной философии 20 в.

Соч.: 1) Der Untergang des Abendlandes. Munch., 1918-1922. 2) Jahre der Entscheidung. Munch., 1933.

Ссылки по теме:
  • Шпенглер (Spengler) Освальд
  • Социокультурные суперсистемы
  • Степун Федор Августович
  • Как проверить сайт на мошенничество?
    Прямо пропорционально росту популярности Интернет растет число мошеннических сайтов, цель которых - обмануть, привлечь как можно больше людей и заработать обманным путем
    Рублевые вклады физических лиц прибыльнее, чем валютные
    В российских банках рублевые и валютные вклады физических лиц выросли на 20% за 2012 год, то есть на 2 триллиона 379,6 миллиарда рублей



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь