Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Эриксон Гомбургер (Erikson Homburger) Эрик

Эриксон Гомбургер (Erikson Homburger) Эрик (15.06.1902, Франкфурт-на-Майне) - влиятельный амер. теоретик неофрейдизма, создатель психоисторической методологии социального познания. В 1933 г. получил диплом Венского психоаналитического общества, специализировался по проблемам детского психоанализа под руководством А. Фрейда. В годы нацизма эмигрировал в США, был практикующим психоаналитиком, консультантом ряда психиатрических клиник, разработал теорию жизненного цикла личности, многие годы был почетным профессором психиатрии Гарвардского университета.

Под влиянием идей эгопсихологии (Г. Гартман) и "культурантропологии" (М. Мид) Эриксон пришел к выводу о необходимости включения в теорию Фрейда понятия "исторический момент". Такая коррекция психоанализа, по мнению Эриксона, делает возможным его использование в качестве междисциплинарного (психоисторического) средства социального познания. Отвергая психологический редукционизм фрейдистской социологии, Эриксон подчеркивает служебно-вспомогательную роль новой дисциплины, которая не может заменить историко-социологического анализа.

Эриксон отказался от однозначной редукции причин и содержания исторических событий к иррациональным импульсам психики выдающихся личностей. Внутриличностные конфликты он рассматривает как субъективное выражение социально-психологических проблем "исторического момента", а мировоззренческие поиски творческой личности - как наиболее адекватную интериоризацию культурно-исторических коллизий эпохи. Сферой взаимопроникновения социальных и личностных конфликтов Эриксон считает общественно-психологический климат "исторического момента", который наряду с исторической биографией составляет основной предмет психоистории. Сущность исторического величия личности, по мнению Эриксона, состоит в созвучии выдвинутых ею идей умонастроению эпохи, компоненты которого включаются в новую мировоззренческую парадигму.

Таким образом,творческая личность связана со своей эпохой не только на уровне сознания, но и через неосознаваемые структуры духовной жизни общества, а ее социальное новаторство, питаясь интеллектуальной традицией, является в то же время оформлением смутных настроений "исторического момента". Вместе с тем Эриксон преувеличивает относительную самостоятельность общественной психологии как фактора исторического развития, что в тенденции превращает психоисторию из методологической установки в разновидность идеалистической философии истории. Принципы психоистории, реализованные Эриксоном в ряде работ историко-биографического характера, получили широкое применение в западном обществоведении 70-80-х гг. В США издается несколько специализированных журналов по проблемам междисциплинарных историкопсихологических исследований, во многих учебных заведениях страны введены курсы лекций по психоистории.

Соч.: 1) Young man Luther. N. Y., 1958. 2) Gandh`s truth. N. Y., 1969. 3) Life history and the historical moment. N. Y., 1975.

Ссылки по теме:
  • Эриксон Гомбургер (Erikson Homburger) Эрик
  • Жизненные кризисы в развитии личности (по Э.Эриксону)
  • Социология личности



  • Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь