Аннотация: Целью курса является формирование представлений о социологическом исследовании как о едином и целостном процессе обоснования достоверности исследовательского результата. В содержании курса характеризуется методическая и организационная специфика исследовательской деятельности социолога в зависимости от его методологической ориентации, целей, предмета и объекта исследования, типа исследовательской стратегии и других параметров. Рассматривается проблема адекватности перехода от исходной теоретической концепции к эмпирическому уровню исследования и к определению границ интерпретации эмпирических данных. Анализируются познавательные возможности основных методовсбораэмпирическойинформации: опроса, анализа документов, наблюдения, эксперимента.
Показано становление познавательных возможностей каждого из названных методов в общенаучном и частнонаучном аспектах, характеризуются современные нормативные требования к их использованию в различных исследовательских ситуациях, дается описание отечественного и зарубежного опыта их применения. Особое внимание уделяется модификациям каждого метода по степени формализации ("жесткие" и "мягкие" их варианты) в зависимости от исследовательских задач. Показаны возможные отношения дополнительности этих вариантов методических решений в количественной и качественной традициях социологических исследований. Специальная задача курса дать слушателям практические навыки методической работы: проектирования методического инструментария, его априорного анализа и апробации в пилотажном (пробном) исследовании. Курс предусматривает семинары и практические занятия по отдельным видам организации и полевых работ: различные виды анкетирования, интервьюирования, наблюдения и анализа документов, разработка инструкций для интервьюеров, наблюдателей, кодировщиков.