Дисциплина: Социальноепрогнозирование и проектирование
Язык: Русский
Аннотация: Цель и задачи курса изучение истории, теории и практики социального прогнозирования и проектирования. В курсе рассмотрены: понятийный аппарат этой области знания в целом, терминология конкретных ее разделов; методологический и исторический контекст возникновения, становления и развития социального прогнозирования и проектирования; методики и техники проведения конкретного социально-прогностического исследования; особенности социально-экономического, социально-политического, социально-культурного и т.д. прогнозирования и проектирования.
I. Организационно-методический раздел
Цель и задачи курса изучение истории, теории и практики социального прогнозирования и проектирования: понятийного аппарата этой области знания в целом и терминологии конкретных ее разделов; методологического и исторического контекста возникновения, становления и развития социального прогнозирования и проектирования; методики и техники проведения конкретного социально-прогностического исследования; особенностей социально-экономического, социально-политического, социально-культурного и т.д. прогнозирования и проектирования. Данный курс читается не ранее, чем на третьем году обучения студентов-социологов, т.к. его изучение предполагает знание основ высшей математики, серьезной подготовки в области экономики, социальной психологии и политологии. Кроме того, желательно, чтобы его изучению предшествовало освоение курса социального управления (менеджмента), знание основ целеполагания, планирования, программирования и проектирования социальных процессов и явлений.
II. Содержание курса
Курс, состоящий их четырех частей, построен следующим образом. В первой части изложены основные методологические положения прогностики с подробным освещением понятийного аппарата, ключевых определений и инструментария прогнозирования и проектирования. Вторая часть историческая справка, содержащая обзор представлений о будущем с древнейших времен до наших дней. Третья часть, по сути своей, является практикумом, пособием по выработке навыков организации и проведения прикладного прогностического исследования. В четвертой части анализируются конкретные социально-экономические, социально-политические, социально-культурные и т.д. прогнозы. К программе курса прилагаются перечни примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, а также списки основной и дополнительной литературы.
В природоохранном законодательстве Ростовской области ожидаются изменения, об этом поступила информация от комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области