Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Значение социологии в подготовке специалистов

Значение социологии и социологических исследований в подготовке специалистов по управлению персоналом

Нельзя не признать, что в области менеджмента, бизнеса, маркетинга, то есть относительно новых для российского образования сферах, практических знаний иногда не хватает ни преподавателям, ни выпускникам, но необходимо заметить, что российская школа социологии - одна из сильнейших в мире, хотя ее по каким-то причинам не принято считать наукой, оказывающей влияние на систему управления. Кроме того, при обучении студентов по специальности "Управление персоналом" о значении социологии иногда просто забывают, отодвигая ее как дисциплину на задний план. Тем не менее, большинство известных теоретиков в управлении персоналом были социологами по образованию и по сфере научных интересов. Рассмотрим кратко эволюцию науки управления персоналом, которая шла рука об руку с развитием социологии и всегда опиралась на социологические концепции, теории, исследования.

Школа управления персоналом вместе с социологией претерпели значительные изменения с развитием общества. В настоящее время не вызывает сомнения важность и ценность всех этапов развития, поскольку, только пройдя через все вышеперечисленные концепции, могла сложиться такая многогранная область знаний как управление персоналом, которая сочетает в себе не только науку управления и социологию, но и множество других областей знания.

Становление классической (административной) школы управления связано с именем французского администратора и исследователя Анри Файоля (1841-1925). Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам ведет организацию к успеху. Эти принципы затрагивали два основных аспекта: разработку рациональной структуры организации и построение на ее основе рациональной системы управления персоналом, которая представляет собой бюрократическую модель.

В 30-50-х гг. XX века на Западе получила распространение "неоклассическая" школа, возникшая вследствие того, что классическая школа в недостаточной степени учитывала человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Таким образом, школа человеческих отношений стремилась дополнить деперсонализированные отношения, построенные на основе теории научного менеджмента, а также в соответствии с бюрократическими моделями классической школы, концепцией сотрудничества между рабочими и предпринимателями.

Двух ученых - Мери Паркет Фоллет и Элтона Мэйо - можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений. Основная заслуга Фоллет заключается в том, что она пыталась совместить в единое целое 3 школы менеджмента: научного управления, административную и школу человеческих отношений. Именно Фоллет определила менеджмент как "обеспечение выполнения работы с помощью других лиц". Школа человеческих отношений акцентировала внимание на сложности проблемы человеческого фактора, разрешение которой является главной задачей управления персоналом. Таким образом, менеджмент приблизился к социологии и у двух наук, развивавшихся независимо появились точки соприкосновения.

Особое место в создании теории человеческих отношений принадлежит Элтону Мэйо (1880-1949), руководителю отдела промышленных изысканий Гарвардского университета, который провел ряд экспериментов, получивших название "хоторнские эксперименты", необходимо заметить, что данные эксперименты являются социологическими исследования в своей основе. Изучая влияние различных факторов (условий и организации труда, заработной платы, межличностных отношений и стиля руководства) на повышение производительности труда на промышленном предприятии, Мэйо сделал вывод об особой роли в производстве человеческого фактора. Обобщение эмпирических данных позволило ему создать социальную философию менеджмента (систему "человеческих отношений"). В работах Э. Мэйо также подчеркивалась острота конфликта между формальной структурой организации и ее неформальными группами.

Таким образом, "хоттонские эксперименты" положили начало многочисленным исследованиям взаимоотношений в организациях, учету психологических явлений в группах, выявлению мотивации к труду в межличностных отношениях; подчеркнули роль отдельного человека и небольшой группы в организации, было положено начало использованию социологии и социологических исследований в системе управления персоналом.

С конца 50-х гг. школа человеческих отношений привела к возникновению школы "поведенческих наук" (бихевиористское направление), главным постулатом которой являются не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук. Видные представители данной теории: Дуглас Макгрегор, Ренсис Лайкерт, Абрахам Маслоу, - изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, оргструктуры, коммуникаций в организациях, лидерства и т.д. Таким образом, их исследования способствовали возникновению в 60-х годах особой управленческой функции, получившей название "управление персоналом".

В общих чертах главной целью "поведенческой" школы было оказание помощи работнику в осознании своих возможностей и раскрытии творческого потенциала, повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Большой вклад в развитие данного направления в менеджменте внес Абрахам Маслоу (1908-1970), разработавший нашедшую в дальнейшем широкое применение как в социологии, так и в менеджменте теорию потребностей, известную как "пирамида потребностей Маслоу".

Начало века характеризовалось большим интересом отечественных ученых к различным аспектам трудовой деятельности человека. К концу 30-х годов в России исследования в области управления были практически свернуты, то эе самое наблюдалось и в сфере социологии. Возрождение интереса к управлению персоналом и к социальным наукам в России произошло в 70-80 годы. Исследования в области управления человеческими ресурсами в отечественной практике проводилось прежде всего специалистами в области психологии и социологии труда. Среди них: В. А. Ядов, А. Г. Здравомыслов, В. Г. Подмарков, В. К. Тарасов, В. П. Ропсина и другие.

Наиболее характерным для системы управления в настоящее время является тенденция к интернационализации менеджмента, объединение теоретических и практических разработок специалистов разных стран, разных областей социальных наук, их коллективное творчество в этой области знаний.

А.П. Моор
Soc.pu.ru

Ссылки по теме:
  • Опрос российских студентов об опоздании на занятия
  • Опрос российских студентов о своем бизнесе
  • Роль социологии в жизни общества
  • МЕГА-УРОЖАЙ ПОМИДОРОВ: 60 ШТУК С ОДНОГО КУСТА! МЕГА-УРОЖАЙ ПОМИДОРОВ: 60 ШТУК С ОДНОГО КУСТА!
    Многие из садоводов задумываются, как же получить большой урожай и огорода не затратив при этом больших усилий
    Как правильно выбрать онлайн казино? Как правильно выбрать онлайн казино?
    Множество новичков в мире онлайн казино и рулеток моментально встретятся с распространенной проблемой - слишком большое количество предложений от самых различных организаций и компаний, при этом не понятно, какое лучше всего выбрать



    Источник: http://www.inter-today.ru.
    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь