В американской социологии: можно выделить два течения 1)этнометодология и методы драматургического анализа Гофмана. 2) возрождение теорий 30х годов (Шюц, Мид). При всей самобытности они методологически близки друг к другу, в них отстаивается принцип спонтанности и уникальности социального взаимодействия и принцип постоянства развития во взаимодействии личности и общества, принцип неразвитости эмпирического и теоретического анализа. В английской социологии нетрадиционную социологию развивал Гидденс, который предложил теорию структурации. Социальная система - неразрывность и актуальная продуктивность взаимодействия структуры и ее создателей. Он отказался от рассмотрения структуры как чего то внешнего по отношению к индивиду. Во французской социологии нетрадиционного подхода придерживался Бурдье. Центральная социологическая проблема неизменна: индивид в социальной структуре, но нужен иной метод. Он говорит о том, что современный социолог методологически свободен в выборе пути исследования, избранного им процесса или явления. Эта свобода является проявлением габитуса (потенциал первооткрывателя). Он идентифицирует социальную реальность со связями, которые носят спонтанный характер и выстраиваются в определенный пространственный континуум. Эти связи подвижны, что определяет подвижность социальных и ментальных структур. Классическая социология, оперирующая схемами, не может уловить этот динамизм. В Германии движение к нетрадиционной социологии началось еще в 30е годы. Шюц и его последователи. В сегодняшнем поколении немецких социологов идея единства исторической реконструкции и реконструкции метода соц. Познания нашла свое выражение в работах Хабермаса. Он обращается к спонтанности исторического процесса, к внутренним источникам эволюции, важнейшим из которых признается деятельность человека, регулируемая социокультурной системой. Выявление в различных национальных социологических школах общих тенденций развития свидетельствует о том, что в мире складывается нетрадиционная социология. Ее основные черты: 1. Исследование социального процесса, протекающего на микроуровне взаимодействия конкретных индивидов 2. Нет разрыва между теорией и эмпирическим постижением социальных связей 3. Рассматривает конкретную личнсть как действующего творца социального процесса. |