Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Устаревшая мораль

Устаревшая мораль, или кто поможет потерявшейся бабушке


Каждый из нас время от времени сталкивается с ситуаций, когда в нашей помощи нуждаются люди, более слабые и менее защищенные, чем мы сами. Если спросить любого человека на улице, готов ли он в принципе помочь другому, то многие естественно и чисто машинально ответят "да". А как же иначе? К тому же в России с давнишних времен помощь менее защищенному человеку считалась наивысшим проявлением христианской добродетели. Сейчас времена изменились. Мы стали более безразличны друг другу. Порой и весьма часто наши проблемы оказываются для нас самыми важными, затмевая все остальное. Мы проходим мимо людей, нуждающихся в нашей помощи ("не до этого", "следующий раз, когда будет время", "пусть другие занимаются этим", "милиция поможет" и т.д.).

...Как-то вечером мы с приятелем пошли гулять по Фрунзенским улицам. Поход-прогулка близилась к концу, когда на пути нам встретилась женщина средних лет. Под руку она вела бабушку. Такую, знаете ли, обычную московскую бабушку в оренбургском платке, аккуратно завязанном узлом. Уже не помню как, но мы разговорились с женщиной. Оказалось, что бабушка потерялась. Она не помнила номер своего дома, и эта женщина пыталась ей помочь. В голове бабушки вертелась цифра "38". Она думала, что таким, кажется, был номер ее дома. Бабушка не была похожа на сумасшедшую. Ее взгляд был вполне осмысленным. Интонации речи и жесты - вполне адекватными, как принято говорить. Она была прилично одета, как раз по погоде. Было видно, что это вполне, так сказать, ухоженная старушка, а не "бомжиха".

"Вы понимаете, я хожу с ней уже битых 40 минут, а вышла всего лишь на 5 минут купить хлеб!" - беспрестанно сетовала женщина. Честно говоря, ни мне, ни моему приятелю не хотелось ввязываться в эту историю. Слабо верилось в то, что бабушка сможет вспомнить свой дом, а эта "загадочная" и постоянно упоминавшаяся цифра "38" могла означать все, что угодно.

Мы пошли дальше. Но тема почему-то не ушла. Быть может, потому, что все другие темы за долгий вечер уже истощились. Так бывает. От нечего делать мы стали прикидывать, где же на этой улице может быть дом ?38. Такого номера не могло быть на 3-й Фрунзенской. Все Фрунзенские улицы очень короткие. Мы оглянулись назад. Женщиной с бабушкой, удаляясь в противоположную сторону, были уже на приличном расстоянии от нас. Мы догнали их. Для себя мы объяснили это тем, что было бы неплохо сообщить женщине, что на этой улице нет и не может быть дома ?38, но он есть на перпендикулярной улице.

Женщина несказанно обрадовалась: "Ребята, я так с ней замучилась. Может быть, вы доведете бабушку до дома, я ведь все-таки старше вас, и потом я уже долго с ней хожу. А вам все равно делать нечего".
Так бабушка перешла на наше попечение. Правда, и женщина не уходила, пытаясь что-то сделать "вслед" ситуации, которая переходила на другие рельсы.

Втроем мы начали все сначала и попросили бабушку вспомнить ее телефон. Но это было абсолютно бесполезно. Она беспомощно улыбалась. Беспорядочные цифры слетали с ее языка. Вроде бы появился какой-то номер телефона. Но через секунду он оказывался совсем другим. И так далее.

Тогда мы решили дойти до дома ?38 на той самой "перпендикулярной" улице. Слава Богу, это было не слишком далеко. Мы уже заворачивали во двор этого дома, когда женщина, окончательно исчерпав весь запас своего энтузиазма, покинула нас со словами: "Если вы не найдете, где они живет, то ведите ее прямо в милицию. Там ее не обидят".

Бабушка, естественно не узнавала дома, и мы решили попробовать выяснить хотя бы какой у нее номер квартиры. Теперь ей стало казаться, что у нее не дом ?38, а именно квартира под таким номером. Это меняло стратегию поиска на совершенно иную.

В подъезд, искусно манипулирую кодовыми замками, входил молодой человек с цветами в руке. Он уже открыл входную дверь, когда мы бросились к нему с мольбой: "Сотовый есть? Пожалуйста!". Тут же мы позвонили по номеру, третий вариант которого выдала пострадавшая память бабушки.
Как ни странно, мы попали куда надо.

Однако домочадцы нашей бабушки вовсе не испытали прилива радости. Перво-наперво, они отказались назвать свой точный адрес ("а вам, собственно говоря, он зачем?"). Да, ныне все москвичи стали весьма осторожными людьми. Наконец, мы договорились встретиться на троллейбусной остановке. Когда мы подошли к месту встречи, нас действительно ждал сын бабушки. Она его тут же узнала. И мы со спокойной совестью отправились домой.

Дома мне пришла в голову мысль: "А почему мы возились с этой бабушкой? Почему ее сразу же не отвели в милицию? Почему женщина, вышедшая за хлебом на 5 минут, стала водить ее по улицам огромного города в надежде, что та вспомнит свой дом? Почему парень, спешивший к своей девушке, вдруг остановился и помог? Почему мы с другом прошли мимо, а потом вернулись и помогли бабушке? Кому все это было нужно?"

Мы все потеряли уйму времени ради того, чтобы найти бабушкин дом. Каждый из нас понимал, что она может просто не узнать место, где она жила, неправильно назвать свой номер телефона, наконец, просто не узнать сына. Тем не менее, мы все взялись ей помочь, крайне нерационально распоряжаясь своим временем. Каждый из нас сделал выбор между рациональностью и нравственностью в пользу последней. Но какой нравственностью - современной или традиционной?

С точки зрения современной рациональности, мы все действовали крайне неэффективно. Наша счастье, что ситуация разрешилась легко, как в сказке. Но в Москве ситуации все реже разрешаются, "как в сказке". А не вспомни бабушка свой телефон? Мы бы потеряли еще больше времени. Степень ответственности за больного человека возросла бы еще больше. Пришлось бы вести бабушку в милицию. А в милиции ничто быстро и легко не происходит. Протоколы, паспорта, понятые и прочие приятные обстоятельства. Все было бы намного проще, если бы в городе существовала служба, занимающаяся подобными экстремальными ситуациями. А, может быть, она уже и есть, а мы просто не знаем о ней? Но, нет, кажется, в Москве еще нет организации, позволяющей действовать всем членам общества рационально.

Я спросила своего друга на следующий день: "Почему мы вернулись и помогли бабушке?" - "Если ты можешь помочь человеку, то почему бы этого ни сделать?". Тоже верно. Наверно, мы действовали по "традиции", то есть без учета затрат своего времени и своих личных интересов.

Возможно, наши гамлетовские вопросы по самому простому поводу в чем-то указывают на то, что сегодня в нашем обществе много противоречий и нет четкой модели поведения в подобных ситуациях. Каждый человек определяет сам для себя, действовать ли рационально, но аморально, или же нерационально, но нравственно.

Людмила Пирогова

Ссылки по теме:
  • Устаревшая мораль
  • Мораль и религия в социологическом творчестве Э. Дюркгейма
  • Интегративная социологическая теория Ю. Хабермаса
  • Итальянская мебель для кухни
    Компания Стелс занимается продажей итальянской мебели для кухонь
    Итоги проекта "Голос" на Первом канале
    Завершился уникальный проект `Голос`, который проходил на Первом канале



    службы доставки для интернет магазинов . Как общаться и воспитывать ребёнка - https://bbme.ru/deti/
    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь