Давно известно, что носителями культурно-исторических генотипов любого этно- политического сообщества и его жизненных сил являются средние слои. Еще Арис- тотель считал, что государство, в котором преобладают "средние люди", будет иметь наилучший государственный строй. Эта мысль актуальна и сегодня. Не случайно тема среднего класса - одна из ключевых в идеологии российских реформ. Представители различных общественно- политических направлений объявляли себя выразителями интересов среднего класса, но интерпретировали эту тему по-разному. Одни стремились перенести в Россию западное понятие эффективного собствен- ника, другим был больше по душе "крепкий хозяин" столыпинского образца, третьи выдвигали на первый план социальную и интеллектуальную самостоятельность, обес- печенную экономической независимостью. Однако практически все сходились и схо- дятся в том, что "толщина" среднего слоя российского общества и тот облик, который он примет в ходе развернувшихся с начала 90-х годов социально-экономических и политических преобразований, в значительной степени определят дальнейший путь развития нации, общества и государства. Анализ данных, полученных в ходе исследований, позволяет сделать вывод, что характер социальной структуры в современной России претерпевает изменения принципиального характера. Эволюция советского строя в эпоху "развитого социализма" способствовала формированию социальной структуры квазисословного типа. Эта структура включала в себя как официально признаваемые элементы (рабочий класс, колхозное кресть- янство, интеллигенцию), так и не входившие в данный перечень, но тем не менее реально существовавшие и игравшие значительную роль социальные группы среди которых следует назвать постепенно обособлявшуюся от всех партийно-советскую номенклатуру, а также складывавшуюся в системе распределения дефицита неле- гальную, теневую буржуазию. В отличие от сословий "классы" и "прослойки" советского общества не имели какого-то особого публично-правового статуса. В квазисословном советском обществе социальный статус определялся не столько формально фиксируемым доходом, сколько неодинаковым доступом к различным благам (привилегиям). Рубль в кармане рядового учителя, врача, мелкого служащего и рубль в кармане номенклатурного сановника или директора торга имел разную покупательную силу. Поэтому сравнение доходов как универсальная, "сквозная" процедура сопоставления социальных статусов была лишена смысла, да и социальная группировка в обществе происходила не по этому принципу. Правда, уже в 60-70-е годы в Советском Союзе стал складываться некий базовый потребительский стандарт, более или менее характерный для всех социальных групп, занимающих промежуточное положение между "верхами" и "низами". Однако условия выхода на этот стандарт и адекватные этой задаче формы социального поведения сильно различались. И хотя квазисословия советского времени не были совершенно замкнутыми, и в реальной жизни благодаря карьерным продвижениям, а также семей- ным и личным связям они пересекались, единая общность людей среднего дохода и социального положения в этих условиях вряд ли могла возникнуть. Переход к формальной демократии, рыночные реформы и, наконец, всеобъемлю- щий кризис привели к быстрой дезинтеграции структур советского общества. Взамен началось формирование новой модели социальной стратификации, основанной на возможности непосредственно сопоставлять и приравнивать друг к другу все статус- ные позиции при помощи всеобщего эквивалента. В качестве эквивалента прини- мался, разумеется, уровень доходов, что соответствовало общему положению других позднеиндустриальных и постиндустриальных стран. Происходящие в обществе сдвиги нашли отражение в концепциях отечественной науки. Разработанное в зарубежной социологии понятие среднего класса стало использоваться и в российских исследованиях, включая такие подразделения, как "верхний средний", "средний средний" и "нижний средний" классы [1]. Впрочем, безоглядная вера в восходящий российский средний класс, выступающий
|