Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Мечников Лев

Родители Л. И. Мечникова: гвардейский офицер, помещик Илья Иванович Мечников и Эмилия Львовна Мечникова (урожд. Невахович).

По отцовской линии Лев Ильич Мечников происходил из старинного молдавского боярского рода, идущего от Юрия Стефановича Милеску-Спафария, внука энциклопедиста и полиглота Николая Милеску-Спафария, уехавшего в Россию из Молдавии с князем Дмитрием Кантемиром в 1711 после неудачного военного похода Петра I и Кантемира против турок в Дунайских княжествах. Фамилия `Мечников` это калька молдавского Спэтару, или `spadă are`, `имеющий меч`, `мечник`: уже сын Юрия Стефановича в России поменял фамилию Спэтару (Спафарий) на Мечников.

Мать Льва Ильича Мечникова - Эмилия Львовна Невахович - дочь известного еврейского публициста и просветителя Лейба Нойеховича (Льва Николаевича) Неваховича (1776-1831), считающегося основателем т. н. русско-еврейской литературы (см. его книгу `Вопль дщери иудейской`, СПб., 1803).[8]. В честь деда - Льва Неваховича - и был назван Лев Ильич Мечников.[5] Братья Эмилии Невахович: Михаил Львович Невахович (1817-1850) - карикатурист, издатель первого в России юмористического сборника `Ералаш` (СПб., 1846-49); Александр Львович Невахович (1819-1880) - драматург, заведующий репертуарной частью Императорских театров.

Младший брат Л. И. Мечникова - физиолог, лауреат Нобелевской премии Илья Ильич Мечников.

Биография

В 1850-1852 гг. был воспитанником петербургского училища правоведения, однако оставил учебу из-за болезни. Вскоре из-за дуэли был вынужден покинуть и гимназию и к поступлению в университет готовился дома, в поместье отца. Учился в Харьковском университете (проучившись семестр, был исключён в 1856 из-за участия в революционных кружках), затем на факультете восточных языков Петербургского университета. Параллельно посещал занятия в Академии художеств. Через полтора года из-за финансовых затруднений оставил университет.

Некоторое время работал переводчиком при дипломатической миссии Б. П. Мансурова на Востоке; посетил Константинополь, Афон и Иерусалим. Был уволен за неповиновение начальству (нарисовал карикатуру на начальника, затем стрелялся на дуэли с человеком, который показал рисунок Мансурову). Вернулся в Петербург, где слушал лекции на физико-математическом факультете Петербургского университета, но вскоре снова бросил учебу. Сначала работал торговым агентом на Ближнем Востоке, затем в 1860 году уехал в Венецию.

В эмиграции
В Венеции Мечников быстро включился в политическую жизнь, вступил в `Тысячу` Гарибальди. Был тяжело ранен 1 октября 1860 года в сражении при Вольтурно, где командовал артбатареей. Остался инвалидом и передвигался на костылях.

В дальнейшем с 1861 года жил в Сиене, а после женитьбы в 1862 году - во Флоренции и с 1864 года до конца жизни в Женеве. Активно общался с русскими и европейскими социалистами и анархистами (Герценом, Бакуниным, Огаревым, Элизе Реклю и др.), с 1874 года и до конца жизни был личным секретарём Элизе Реклю. В Женеве Л. И. Мечников вступил в анархистскую секцию I Интернационала.

Тогда же Мечников начал публиковать под псевдонимом `Леон Бранди` в журналах русской эмиграции статьи на литературные и политические темы, некоторое время был редактором собственного журнала `Бич` (`Flegello`) в духе итальянского национализма, много путешествовал. По своим политическим взглядам Илья Мечников был анархистом, в 1881 году участвовал в поддержке Парижской коммуны.

В 1874 Мечников на два года уезжает в Токио, где преподает в Токийской школе иностранных языков и других учебных заведениях. Параллельно он изучает природу, историю и культуру Японии, японское общество. Вернувшись в Женеву в 1876 году, он обрабатывает накопленный материал, продолжает заниматься публицистической деятельностью, а затем выпускает книгу `Японская империя`, представляющую собой комплексное страноведческое описание.

С 1883 Лев Мечников преподает географию в Невшательской академии, заведует кафедрой сравнительной статистики и географии в Лозаннском университете, сотрудничает в издаваемом Э. Реклю журнале `Geographie Universelle` и работает над фундаментальным трудом, посвященным развитию цивилизаций и их Среды. Однако он не успевает издать книгу - 18 июня 1888 г. Лев Мечников скончался от туберкулеза. Труд всей его жизни, `Цивилизация и великие исторические реки` был издан посмертно его другом Ж. Ж. Элизе Реклю. Эта посмертная книга Мечникова оказала значительное влияние на мировоззрение ирландского писателя Джеймса Джойса, который прочёл её в 1924 году.

Взгляды
Лев Мечников придерживался детерминистских взглядов в географии, был сторонником органической школы в социологии и убежденным анархистом в политике. Основным вопросом, который рассматривает Мечников, является взаимоотношение цивилизации и Среды, в которой она существует. Развитие цивилизаций стадиально, происходит революционным путем и не является необратимым процессом. Роль природной среды - научить людей солидарности и взаимопомощи, поначалу силой страха и принуждения (речные цивилизации), затем на основе выгоды (морские цивилизации) и, наконец, на основе свободного выбора (глобальная океаническая цивилизация). При этом эволюция цивилизации и Среды происходит параллельно и определения самой Среды меняется по мере развития цивилизации.

В отличие от марксистов, Мечников считал первопричиной социальных изменений не прогресс техники или материального производства, а изменение ценностных установок людей, их стремление к помощи друг другу. Вместе с тем, Мечников признавал необходимость технического прогресса, который является средством изменения взаимоотношений цивилизации с ее Средой и их взаимного прогресса.

Основные научные труды
L`empire japonais (Японская империя) / texte et dessins par Leon Metchnikoff. Женева: Imprimerie Orientale de "l`Atsume Gusa", 1878.
Une dynastie archaique du Japon. Париж, 1886.
La civilisation et les grands fleuves historiques (1889, русский перевод `Цивилизация и великие исторические реки`, 1897, отд. издание 1899) - работа переиздавалась в 1924 (первое полное издание на русском языке) и 1995.

Ссылки по теме:
  • Мечников Лев
  • Географическое направление в российской социологии
  • Значение для социологии ее истории
  • Медовая вода - пропитка для торта и полезное лекарство Медовая вода - пропитка для торта и полезное лекарство
    Медовой водой можно пропитывать торты, чтобы бисквиты получались сочными и не сухими
    Негативные эмоции - проживаем и отпускаем Негативные эмоции - проживаем и отпускаем
    Негативные эмоции учили нас подавлять с детства, когда нам говорили, что нехорошо плакать, нехорошо кричать или обижаться



    Компания АМКО Групп. Камень туф. Производство и продажа плитки из туфа.
    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь