Это внимание не случайно. Именно с предпринимателями, классом капиталистов связываются надежды на развитие рыночных отношений, на либерально-демократическое преобразование российского общества. Наличие большого среднего класса, основой которого должен стать класс собственников, трактуется как необходимое условие стабильного и процветающего гражданского общества, правового государства. Только появившись (и легализовавшись), данная группа стала заявлять свои претензии не просто на место в обществе, но на ключевые позиции в структуре общества и власти. По своим доходам это самая богатая часть населения. Предприниматели не только претендуют, но и занимают преимущественно верхние слои в системе социальной стратификации общества, хотя их достаточно много и в срединных слоях, а неудачников - и в нижних стратах. В условиях, когда большинство населения озабочено своим выживанием, большинство предпринимателей процветают, показывая своим примером, как надо жить в условиях становления рыночных отношений. Указанные моменты и иные обстоятельства делают группу предпринимателей весьма привлекательной и престижной в глазах населения, особенно молодежи. На заре российских реформ, в 1993г., половина старшеклассников в Нижегородской области изъявляла желание заняться предпринимательской деятельностью. Сегодня, когда становится ясно, что не каждый желающий способен заняться бизнесом и что наряду с отдыхом на Канарах многим предпринимателям светит перспектива отсидки на тюремных нарах или того хуже- пуля в лоб от киллера, нанятого конкурентом, желающих пойти в бизнесмены немного поубавилось. В настоящее время в России, по данным академика Т.Заславской, среди экономически активного населения к классическим предпринимателям, т.е. к собственникам, лично руководящими принадлежащим им бизнесом, профессионально занятыми `деланием денег`, относится не более трех процентов населения. К более широкому бизнес-слою относятся около 11 процентов экономически активного населения. Это самозанятое население, полупредприниматели (работающие и по найму и имеющие свой бизнес, руководители частных фирм, паразитирующих на ресурсах руководимых ими же государственных предприятий), наемные менеджеры и т.п. Характерной особенностью представителей бизнес-слоя является тот факт, что большинство из них (около 70%) одновременно являются наемными работниками, не желающими оторваться от пуповины своих предприятий и организаций, обеспечивающих им пусть небольшой, но стабильный источник доходов, трудовой стаж, социальные гарантии и т.д. По данным опросов в Н.Новгороде, себя называют предпринимателями 5-7 процентов занятого населения. Три четверти предпринимателей - мужчины, из чего следует, что бизнес по-российски - не женское дело. Растет ли этот слой количественно? Трудно сказать. Социально-экономические процессы в России с каким-то ослиным упрямством идут не так, как об этом сладкоголосо пели идеологи реформирования российской экономики. Средний класс не только не растет, но теряет свою базу из-за обнищания и люмпенизации значительной части населения. С уверенностью можно говорить, что питательная среда нашего общества сегодня неблагоприятна для взращивания ключевых фигур рыночной экономики. Любая социальная группа, желающая иметь поддержку в обществе, в общественном мнении, работает над своим имиджем. Тот образ респектабельного, ухоженного, молодого, элегантного, законопослушного, щедрого на меценатство и благотворительность банкира, владельца фирмы, магазина, который является нам в рекламных роликах, на страницах иллюстрированных журналов, в заказных статьях газет, плохо соотносится с действительностью вообще, а тем более с российской. Отдавая должное инициативности, неуемной энергии, умению делать деньги и т.д., общественность не считает современного российского предпринимателя образцом для подражания. И дело не в социальной зависти, хотя и это имеет место. В российском бизнесе достаточно много паразитических и относительно мало производительных, продуктивных видов деятельности. Ясно, что рост благосостояния всего общества связан с подъемом промышленности, а не с прокручиванием бюджетных денег, воровством в особо крупных размерах и прочими махинациями. Криминальный характер нашего бизнеса ни для кого не секрет. Не в восторге общество, взирая на духовный мир, нравственный и культурный облик отечественных предпринимателей. Надо сказать, что многочисленные анекдоты про новых русских имеют под собой почву. Общество нуждается в стабильности, согласии, в социальном партнерстве. Установки же предпринимателей на взаимодействие с окружающими сформированы законами конкурентной борьбы, причем законами не цивилизованного общества, а законами джунглей. Больше, чем в любой другой социальной группе нижегородцев, предприниматели руководствуются в своей жизни такими наставлениями и правилами поведения как `человек человеку волк`, `не обманешь - не проживешь`, `око за око, зуб за зуб`, `закон что дышло: куда повернешь, то и вышло`. Что, наши родные капиталисты хуже западных? Скорее всего, именно так, поскольку наш архаический, или, как говорит Дж. Сорос, `грабительский капитализм`,- не чета западному окультуренному капитализму и порождает соответствующие типы бизнесменов. Цитируем академика Т.Заславскую: `Неблагоприятные экономические, политические, правовые и социальные условия формирования нового российского предпринимательства нередко придают ему уродливые черты. Неправовой характер образования большинства функционирующих в стране крупных и мелких капиталов, массовая коррупция органов власти, доминирование коммерческой и финансово-посреднической деятельности над производственной, слабость правового контроля за хозяйственной деятельностью, распространение рэкета, силовых разборок между группами коммерсантов, террористических акций привели к тому, что предпринимательство стало восприниматься не только как наиболее преступная сфера жизни, но и как источник криминализации всего общества. Сегодня наибольшие шансы разбогатеть имеют россияне, отличающиеся не столько высокой квалификацией, знаниями, деловой энергией и талантом, сколько наличием выгодных связей, нахрапистостью, пренебрежением к закону и морали. Такое положение вещей не соответствует социокультурным нормам и ценностям россиян и потому воспринимается большинством как нарушение социальной справедливости". Каждая из противоборствующих в обществе групп людей, преследующих свои интересы, пытается навязать общественности свое видение мира, общества. Социология, как и любая другая наука, стремится к истине, пытается увидеть мир таким, каков он есть на самом деле, поэтому является наукой изобличающей. Ее видение порой не согласуется с навязываемым обществу средствами массовой информации образом российского предпринимателя, но лучше жить с открытыми глазами и трезво смотреть на окружающую действительность. Балабанов С.С., зав. Нижегородским отделом Института социологии РАН |