Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Опрос жизни и смерти

Солдаты и заключенные могут сделать партию `популярнее`

Желание собрать как можно больше голосов толкает украинских политиков на манипулирование результатами социологических опросов. Способов `напустить туману` на избирателей много, однако существует ряд несложных правил, с помощью которых можно разоблачить манипуляторов.

Классический суп Гэллапа

Когда у основателя опросов общественного мнения Джорджа Гэллапа спросили, как ему удалось предсказать результаты выборов президента США, опросив всего 3000 человек, он ответил, что правильно взвесил `ингредиенты` (классы общества), замешал `суп` (выборка) и в определенный момент `снял пробу` (провел опрос). С той поры технология качественно не изменилась, и достоверность общественных опросов по-прежнему зависит от квалифицированности исследователя и честности заказчика. С одной стороны, ни один социолог не застрахован от ошибки интервьюеров, которые проводят опросы на улице. Однако ни одна крупная социологическая служба не опубликует и не отдаст клиенту результаты опроса, пока не проверит их надежность с помощью специальных статистических методик. Более того, серьезные фирмы никогда не публикуют результаты разового опроса: рейтинги `взвешиваются` по крайней мере на основе полученных данных трех-четырех опросов. Фальсификацией на этом этапе занимаются прежде всего фирмы-однодневки. Их технология проста: партия нанимает социолога для организации и подсчета результатов, а проведение интервью или раздачу анкет поручает своим региональным ячейкам. Таким образом, опрос проводится там, где рейтинг этой политической силы будет самым высоким. Это самая эффективная технология для применения в глубинке. Ведь люди скорее поверят тем результатам, которые получены в их городе (селе), чем во всей Украине.

Самые распространенные манипуляции с рейтингами рождаются в избирательных штабах партий и блоков. Штаб может решить опубликовать те результаты, которые ему выгодны, и умолчать о своих слабых сторонах. Иногда партии прибегают к опросам отдельных групп населения - по возрасту, доходам, месту проживания или профессии. Потом используется прием перенесения результатов опроса одной группы на всех сразу. Например, коммунисты могут заявить, что их поддерживают 50% пенсионеров, а это в реальности более чем 6 млн. граждан, что намного больше количества сторонников коммунистической идеи. Опрос отдельных групп некорректен еще по той причине, что на рабочем месте или в присутствии начальства в большинстве случаев люди отвечают неискренне. Хуже всего с объективностью опроса обстоит дело среди военнослужащих и заключенных. Тем не менее раньше их голоса в опросах постоянно `поправляли` рейтинг власти.

Кто говорит? Клон

Весьма популярный метод манипулирования опросами - искажение вопросов в анкетах. Например, респонденту предлагают неполный список политических партий. При этом, `опускаются` силы, идеологически близкие к `нужной` партии, которая в результате получает дополнительные голоса за счет так называемого `второго выбора`. Еще один из способов состоит в том, чтобы спрятать известную партию в конце или середине списка среди малоизвестных. Это также расчет на `второй выбор`, когда респондент из-за невнимательности пропустит фаворита и поддержит наиболее близкую к нему силу.

Самый проверенный способ манипуляций - когда респонденту задают вопросы, вызывающие негативную реакцию на действия определенного политика или партии, после чего ему предлагают `проголосовать`. В большинстве случаев даже самые преданные фанаты или меняют мнение, или выбирают вариант `трудно сказать`, или `не знаю`, что также искажает реальное положение дел.

Более сложные технологии манипулирования общественным мнением были привезены в Украину из России. Например, в октябре 2004 года, несмотря на запрет публикаций рейтингов, за две недели до дня выборов российские структуры распространяли в Интернете рейтинги, указывающие на победу провластного кандидата в президенты. Уже во время нынешней избирательной кампании медиа-пространство начинают `засорять` непроверенными рейтингами разнообразные `социологические академии`, `центры прогнозирования и консалтинга`, `онлайн-группы`. Все они в своем названии имеют слово или слова, относящиеся к названию какой-нибудь авторитетной социологической структуры. Таким образом, `клоны` рассчитывают на невнимательность журналистов, которые в погоне за сенсацией могут не увидеть разницы в названиях.

Любопытно также, что после любого политически значимого события, даже если оно объективно проигрышно, каждая политическая сила старается исказить зеркало опросов общественного мнения, чтобы выглядеть в нем победителем.

Петр Ривный

www.socionet.narod.ru

Ссылки по теме:
  • Опрос российских студентов об опоздании на занятия
  • Опрос российских студентов о своем бизнесе
  • Почтовый опрос
  • Шлифовка паркета
    Процесс шлифовки состоит из следующих этапов
    Российский рынок металлопроката демонстрирует стабильный рост
    Представляем вашему вниманию аналитический обзор рынка металлопроката и прогноз развития отрасли на 2013 год от экспертов



    Altrix Sync
    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь