Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Анализ инновационных проектов в свете институциональной теории

 1  2  3 

Успешное функционирование предприятий и достижение ими стратегических преимуществ в условиях рынка в значительной степени зависят от результативности их инновационной деятельности. Результативность инновационной деятельности определяется прежде всего новизной и коммерческой успешностью инновационного решения и глубоким анализом инвестиционного проекта, который даст обоснование целесообразности его реализации. Одной из составляющих комплексного анализа инвестиционных проектов является институциональный анализ.

Институциональный анализ инвестиционных проектов имеет своей целью оценку организационной, правовой, политической и административной обстановки, в рамках которой проекты реализуются и эксплуатируются. Этот раздел не содержит, как правило, количественных оценок и не оценивается с финансовой точки зрения, но от проработки рассматриваемых в нем вопросов реально зависят успех проекта и выход на запланированный уровень доходности.

Основная задача этого анализа, на наш взгляд, заключается в анализе всех трансакционных издержек проекта. Особое значение она приобретает для инновационных проектов, где уровень асимметричности информации значительно выше.

Прежде чем рассматривать особенности институционального анализа инновационных проектов, обратимся к двойственному восприятию трансакционных издержек различными школами экономистов. Если неоклассики абстрагировались от трансакционных издержек, фактически приравнивая их нулю, то неоинституционалисты считают, что они всегда положительны. Одним из важных выводов теоремы Коула является определение ключевого значения трансакционных издержек. Когда они положительны, распределение прав собственности перестает быть нейтральным фактором и начинает влиять на эффективность и структуру производства.

Трудности изменения трансакционных издержек являются одним из основных препятствий для применения данной теории в экономическом анализе деятельности отдельных фирм. Однако качественный анализ этих издержек при совершении сделки для различных условий контракта и различных организационных структур необходим. Чаще всего на практике ограничиваются экспертными оценками их величины. Ранжирование можно осуществить по произвольным шкалам, но чрезмерная детализация будет излишней. Основная задача - выявить сравнительные преимущества рассматриваемых условий реализации проекта.

Для теории трансакционных издержек основным моментом является признание существования информационных издержек и высокого уровня асимметрии информации, используемой индивидами для принятия решения. Для оценки полноты анализа трансакционных издержек необходимо осуществить их классификацию применительно не только к этапам заключения сделки (издержки ex ante и издержки ex post), но и с учетом особенностей объекта сделки и цели анализа. Так для инвестиционного проекта цель анализа заключается как в определении количественной величины трансакционных издержек для данного типа проекта, так и в выявлении будущих рисков реализации проекта.

Для инновационных проектов (решений) задача усложняется тем, что уровень неопределенности, как правило, выше. Можно предложить следующую классификацию трансакционных издержек инновационного проекта:

1) Издержки, возникающие до начала реализации проекта:

Издержки поиска инновационной идеи включают затраты на поиск информации о новшествах, разрабатываемых в данной отрасли производства; создание информационного `идеального продукта` (включающего лучшие параметры существующих образцов); оценка потребностей рынка; выявление перспективной `ниши` рынка и уточнение параметров продукции, востребованной в ней; приблизительная оценка коммерческой привлекательности `ниши`; определение требований к квалификации отдельных исполнителей разработки идеи и выявление персоналий;

Издержки поиска информации включают затраты на поиск информации о потенциальном партнере, маркетинговые исследования выбранного сегмента рынка, а также оценку потерь, обусловленных асимметричностью информации для отдельных участников проекта;

Ссылки по теме:
  • Анализ инновационных проектов в свете институциональной теории
  • Marxism and Socialist Theory
  • Новая институциональная теория
  •  1  2  3 



    Altrix Sync
    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь