Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Социологизм и проблема ценности

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

Как известно, каждая наука должна сама определить свою предметную область. Однако это легче сказать, чем сделать. Например, не подлежит сомнению, что психология занимается изучением человека, а социология - общества. Но что такое "человек" и что такое "общество"? Если на эти весьма общие вопросы можно дать какой-нибудь ответ, то потому, что уже существующие методы, фундаментальные понятия и обобщения позволяют сформулировать определения "человека" и "общества" как некие аббревиатуры. Но при более внимательном рассмотрении выясняется, что существует не единственное, а несколько возможных определений в зависимости от онтологической установки и методологического подхода. К первой относится старый вопрос о строении человека и общества: является ли общество высоко агрегированным скоплением атомизированных индивидов или, наоборот, индивид есть лишь производное от общественной системы, характеризуемой определенными отличительными особенностями? Ситуация здесь складывается такая же, как прежде с давно известным нам противопоставлением холизма и индивидуализма, с которым мы сталкиваемся сегодня в социологической теории и которое не утратило актуальности.

Не меньшую остроту, как показал анализ методологической дискуссии последних двух десятилетий, имеет полемика вокруг когнитивных и объясняющих методов в социальных науках. При этом объясняющая социология предстает как дополнение к различным натуралистическим позициям.

С упомянутыми онтологическими и методологическими вопросами в психологии и социальных науках связаны также вопросы, относящиеся к проблеме ценности.

С давних времен они были сформулированы прежде всего этикой и социальной философией: какого нормативного кодекса должны придерживаться человек и общество? Какого представления об общественном благе следует придерживаться в социально и культурно дифференцированном обществе? И в чем смысл научной, в том числе и социологической, деятельности?

Когда я завершил свои психологические и социологические изыскания защитой диссертации (это произошло в 1964 году), в Австрии (так же, как с середины 50-ых годов в ФРГ) при поддержке научных фондов США основную арену в социологии и психологии захватила эмпирическая ориентация, существовавшая еще с конца XIX века. Как полагали, захватила окончательно и бесповоротно. При этом доминировали прежде всего ориентации на психологию обучения и психологию поведения. Потерпевшие значительный урон от нападок бихевиористов когнитивные методы нередко рассматривались как обскурантистский реликт.

Например, Дильтей, Зомбарт, Трельч и Шеллер объявлялись "устаревшими". Что же касается вопросов, связанных с проблемой ценности, то они, как утверждалось, имеют чисто спекулятивный, умозрительный характер; проблема ценности, как правило, рассматривалась в социологическом или психологическом планах. Различные неомарксистские течения в университетах, находившиеся в оппозиции к этой новой ориентации, скорее усиливали, чем ослабляли эти умонастроения.

Настоящая работа относится к направлениям в социологии, которые часто характеризуют себя как "естественнонаучные". Лишь на рубеже 80-ых годов в Западной Европе отчетливо наметилась противоположная феноменологическая и этнометодологическая тенденция. В США эта тенденция, возникшая как реакция на эмпирическую ориентацию, установилась несколько раньше.

1. Онтологические и теоретико-познавательные аспекты социологии

Со сменой парадигмы в германоязычной социологии со второй половины 50-х годов происходил переход от старой макро-субъективной ориентации исторической социологии к многочисленным разновидностям микро-субъективного анализа. Работы таких ученых, как Вернер Зомбарт, Эрнст Трельч, Альфред Вебер, Франц Оппенгеймер, Альфред фон Мартин, Эмиль Ледерер, Ганс Фрайер, Эдуард Хайман, Карл Мангейм, Александр фон Шелтинг, Александр Рюстов, Альфред Мюллер-Армак считались устаревшими, и только то обстоятельство, что Макса Вебера причисляли к натуралистической социологии, позволило ему сохранить определенное признание. На позиции определенного принципа проверки, а именно научного эксперимента и экспериментального подтверждения или опровержения гипотез и теорий, стояли так прочно, что работы, относившиеся к "когнитивной социологии", заранее объявлялись несовременными. Столь сильная приверженность определенному принципу верификации исходит из особого значения, которое придавалось понятию опыта, взятого во вполне определенном смысле. Эмпирическая обоснованность означает, что в качестве научной аргументации разрешается использовать только полученное с помощью эксперимента знание (составляющее собственный смысл понятий эмпирии и экспериенции), а не опыт в смысле пережитого или знания, полученного в результате пережитого. Неопределенности внутреннего опыта и его реконструкции надлежало всячески избегать и высказывать только научные утверждения о наблюдаемом поведении. Такая бихевиористическая ориентация удовлетворяла прежде всего потребностям исследования паттернов поведения, характерных для небольших групп, и частоты взаимодействий, но исключала все, что имеет дело с нормами и ценностями в макроскопическом плане и с "ситуационными определениями" (У.Н.Томас) в микро-субъективной области.

Ссылки по теме:
  • Социологизм (социологический реализм)
  • Закрытое и открытое общество
  • Шпанн (Spann) Отма
  • Астрология и лечение повышенного потоотделения
    Чаще всего к астрологам люди обращаются с вопросами, касающимся здоровья
    Оплата через интернет: мифы и легенды
    Набирает популярность оплата через интернет различных услуг, покупок в интернет-магазинах
     1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 



    https://altrix-edge.io/
    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь