В современном мире четко просматриваются идущие из истории две основные социокультурные тенденции (взаимодействующие, обогащающие друг друга, но сохраняющие свою целостность): Запад и Восток. Запад и Восток как две мировые традиции выявляют свои различия при решении коренных вопросов бытия. В отношении личности западный человек основывает видение мира на себе самом, будто он есть его начало и творец, а Восток основывается на идее ложности индивидуальных форм духовной жизни, культивирует идею отказа от личного `Я` в пользу безличного абсолюта. В отношении к миру, к реальности Запад склонен подчеркивать активную позицию человека по отношению к условиям своего существования, к внешнему миру, в том числе и социальному. Восток скорее предпочитает доктрину `недеяния` во внешнем мире, уход в себя, в поиск нирваны как подлинного смысла бытия человека. В отношении возможностей разума для Запада характерны ни перед чем не останавливающаяся рациональность, открытая силе логической мысли и эмпирической данности, прагматизм. Восток тяготеет к интуитивному познанию, чем и обусловлено внимание к медитации и самовнушению. Анализ великих культур человечества или локальных цивилизаций всегда привлекал внимание ученых, но с кон-ца XIX в. он был подкреплен новыми наблюдениями, новой системой аргументации научных теорий. Большинство исследователей (О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Данилевский) особое внимание уделяли различиям между цивилизациями, адресовали свой интерес группам народов, близким друг другу географически, стремились выделить повторяющиеся этапы, циклы развития подобных цивилизаций (их возникновение, рост, `надлом`, упадок и разложение, по А. Тойнби, определяются законом вызова географической, исторической ситуации и ответа, который может дать данная цивилизация, прежде всего - теоретическое меньшинство). П. Сорокин, и в этом его большая заслуга перед социоло-гической мыслью, принципиально изменил подход к анализу великих культурных традиций. В основу своего исследования он положил не анализ локальных культур, а сделал акцент на внутренней причинно-смысловой логике функционирования культуры как самостоятельной системы. В социокультурных суперсистемах, по П. Сорокину, в качестве основных идеологических предпосылок выступают представления о природе конечной ценности (истинной реальности). www.article-sociology.ru |