Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Информационное общество и парадигма экономической теории

 1  2  3  4  5  6  7 

К информационному обществу
Мы живем в быстроменяющемся мире, причем меняющемся кардинальным образом. Суть происходящих изменений, если их коротко охарактеризовать, состоит в переходе от "материального" к информационному обществу - обществу, основанному на производстве, распространении и потреблении информации. Это - новая качественная ступень развития человечества. Информационная революция равна по своему значению переходу от эпохи собирания плодов земли и охоты к эпохе производства материальных жизненных благ. На наших глазах материальная составляющая в структуре жизненных благ уступает первенство информационной. Причем речь идет не только и не столько о технологической информации, необходимой для современного материального производства: во главу угла (и это важно подчеркнуть) выдвигается нетехнологическая и неэкономическая, а духовно-творческая информация.

Пока данный переход человечества от "материального" существования к информационному наукой до конца не осознан. Мы по-прежнему как бы пребываем в материальном мире. Нас интересуют добыча нефти и выпуск стали, в лучшем случае - производство обуви и мяса, а не производство информации. И даже не просто производство информации (это только "внешний", первый слой информационного общества) - речь идет об информационном наполнении всей жизни общества, связанном сейчас с новыми информационными средствами. Информация наполняла общество всегда начиная с бесед у костра в первобытных племенах, античных мифов и кончая образами, создаваемыми нынешними СМИ. Но сейчас происходит качественный скачок в этом наполнении. В обществе существенно преобразуются все протекающие в нем процессы, в которых определяющую роль начинает играть информация. Например, чтобы обеспечить военно-стратегическое поражение противника, надо в первую очередь ударить не по его живой силе, даже не по арсеналам и промышленным центрам, а вывести из строя его информационно-управляющую сеть.

Начнем с экономики. Уже становится очевидной решающая роль информационной составляющей непосредственно в производстве материальных благ и услуг. Речь идет прежде всего о технологии. Новая технология, или, иначе, "высокая технология" (high tech) определяет место, значение, перспективы той или иной страны, отрасли, фирмы в мировом сообществе, в конкурентной борьбе. Строго говоря, и это не ново: "развитие производительных сил" начиная с перехода от каменного топора к бронзовому обусловливалось новой технологией, ее усвоением и распространением. Принципиально нов не сам факт преобладания "высоких технологий", а тот разрыв, пропасть, которые образуются между "отставшим" и "передовым" производствами. Скорость и глубина нарастания этого процесса, его высочайшая значимость - явление нового времени. И очень жаль, когда мы тратим огромные средства на поддержание технологически устаревших производств вместо того, чтобы сконцентрироваться на создании, закупке, продвижении новых технологий. Не масштабы производства, а его технологический уровень имеет сегодня решающее значение.

Информация определяющим образом воздействует и на другие процессы в экономике. Качество обучения, то есть объем усвоеннной человеком необходимой информации, становится важнейшей характеристикой работника - недаром все чаще квалификацию измеряют числом лет обучения. Опережающими темпами растет собственно отрасль производства информации, и не только в сегментах, связанных с "производством" в привычном смысле, но и далеко от последнего, например, в гуманитарной науке, искусстве и т.п. Бурно растет спрос на информационные средства (весь комплекс средств обработки, передачи и хранения информации). Их производство, продажа, установка, постпродажное обслуживание - одна из самых быстроразвивающихся отраслей экономики. Причем поколения информационной техники и "программного обеспечения" чрезвычайно быстро обновляются, что постоянно поддерживает спрос. Соответственно растет спрос на сопряженные товары: на обучающую литературу, устройства хранения информации, другие составляющие огромного сопутствующего шлейфа.

Ссылки по теме:
  • Теория среднего уровня Р. Мертона
  • Социология информационного общества
  • О динамизме мирового развития по Гидденсу
  •  1  2  3  4  5  6  7 



    Altrix Sync
    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь