Кафедра: Кафедра социологии и политологии, Центр женской истории и гендерных исследований
Aннотация: Междисциплинарный курс (34 часа), разработанный для студентов 1 - 5 курсов всех факультетов вузов г.Твери, аспирантов, магистрантов, активисток женских неправительственных организаций.
В качестве методологического фрейма изложения курса предлагается социально-конструктивистский подход. Автор предлагает комплексный анализ отрасли права в гендерной перспективе. В частности, в курсе рассматриваются проблемы конструирования и (вос)производства гендерных категорий (правосубъектов) и отношений в контексте права, особенности языка юриспруденции и их возможности конструирования властных отношений и гендерного неравенства в праве.
Рассматривается отраслевая структура российского права в гендерной перспективе. Права женщин анализируются в контексте международного и российского права. Курс предложено проводить преимущественно в интерактивной лекционной форме.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КУРСА
Основная проблематика Гендер и право с позиций социально-конструктивистского подхода.
Право как технология / ресурс (ре) конструирования и (вос) производства гендерных категорий (правосубъектов) и отношений.
Двойная дискурсивная сила языка юриспруденции.
Языковые ресурсы конструирования властных отношений и гендерного неравенства в праве (текстах законов, ситуациях взаимодействия юрист - клиент и зале суда).
Отраслевая структура российского права: гендерная характеристика.
"Права женщин" в контексте международного и российского права.
"Сексуальность", "тело" и закон. Феминистская критика права.
Форма занятий:
Каждое занятие, кроме вводного (знакомство, интерактивные упражнения, лекция) и заключительного ("круглый стол" по темам, выбранным слушательницами), состоит из лекции и семинара. Семинар включает в себя дискуссию/и по теме, относящейся к предыдущей лекции, и / или интерактивное упражнение (см. ниже).
Интерактивное упражнение: дискурсивный анализ текста (Семейный кодекс и / или Конституция РФ - отрывки) (1)
Рекомендуемая литература (приводится выборочно):
Бородина, А.В. Гендерные исследования и правоведение: проблемы преподавания правовых дисциплин с гендерной точки зрения // Социальное неравенство и образование: проблема, исследования, действия (материалы международного семинара 16 - 17 февраля 2001 года), Саратов, 2001. С. 282 - 288.
Бородина, А.В. Права женщин: академический дискурс и образовательный процесс // Женщины. История. Общество. Сборник научных статей под общей редакцией В.И. Успенской, Тверь, 2002. С. 77 - 98.
Бородина, А.В. Проблема интеграции гендерных исследований в преподавание правовых дисциплин: общая характеристика // Пути и перспективы интеграции гендерныхметодов в преподавание социально-гуманитарных дисциплин (материалы научной конференции 2 4 июня 2000 года), Тверь, 2000. С. 53 - 56.
Введение: Женщина и права человека // Мертус, Джулия (в соавторстве с Малликой Датт и Нэнси Флауэрс). Права женщин - права человека. Пособие для учебных занятий, "ГЛАС", Москва, 1996. С. 9 - 12.
Гендерная экспертиза российского законодательства (2)(ответственный редактор Л.Н. Завадская), Москва, издательство БЕК, 2001.
Гендерные вопросы в сфере права // Проблемы конституционализма. Сборник научных трудов под ред. Е.И. Гаповой, Минск, 1998.
Поленина, С.В. Гендерная проблематика в праве: права женщин // Введение в гендерные исследования. Часть первая. Учебное пособие (под ред. И. Жеребкиной), Харьков, ХЦГИ, Санкт - Петербург, Алетейя, 2001. С. 606 - 634 (3).
Фогель, Лиз. По ту сторону равенства: некоторые феминистские вопросы // Введение в гендерные исследования. Часть вторая. Хрестоматия (под ред. С. Жеребкина), Харьков, ХЦГИ, Санкт - Петербург, Алетейя, 2001. С. 905 - 928.
(1) В основу подобных интерактивных упражнений положена методика феминистского анализа текстов (см. об этом: Ярская-Смирнова, Е. Феминистский анализ текстов // Ярская-Смирнова, Е. Одежда для Адама и Евы. Очерки гендерных исследоаний, М., 2001. С. 52 - 71). При проведении данного упражнения используется также техника, разработанная А. Темкиной и Е. Здравомысловой для группового анализа текста с целью выявления в нём и последующей деконструкции гендерных отношений / категорий (см.: Здравомыслова, Е., Темкина, А. Создание гендерной идентичности: методика анализа интервью // Гендерные исследования, 2000, ? 5. С. 211 - 224).
(2) Данное пособие рекомендуется для чтения. В качестве раздаточного материала предполагается использовать отдельные главы.
(3) Для чтения также рекомендуется: Поленина, С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект, Москва, 2000.