Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Гендер и право

0А.В.Бородина

Учебное заведение: Тверской государственный университет

Факультет: факультет управления и социологии

Кафедра: Кафедра социологии и политологии, Центр женской истории и гендерных исследований

Aннотация:
Междисциплинарный курс (34 часа), разработанный для студентов 1 - 5 курсов всех факультетов вузов г.Твери, аспирантов, магистрантов, активисток женских неправительственных организаций.

В качестве методологического фрейма изложения курса предлагается социально-конструктивистский подход. Автор предлагает комплексный анализ отрасли права в гендерной перспективе. В частности, в курсе рассматриваются проблемы конструирования и (вос)производства гендерных категорий (правосубъектов) и отношений в контексте права, особенности языка юриспруденции и их возможности конструирования властных отношений и гендерного неравенства в праве.

Рассматривается отраслевая структура российского права в гендерной перспективе. Права женщин анализируются в контексте международного и российского права. Курс предложено проводить преимущественно в интерактивной лекционной форме.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КУРСА

Основная проблематика
Гендер и право с позиций социально-конструктивистского подхода.

Право как технология / ресурс (ре) конструирования и (вос) производства гендерных категорий (правосубъектов) и отношений.

Двойная дискурсивная сила языка юриспруденции.

Языковые ресурсы конструирования властных отношений и гендерного неравенства в праве (текстах законов, ситуациях взаимодействия юрист - клиент и зале суда).

Отраслевая структура российского права: гендерная характеристика.

"Права женщин" в контексте международного и российского права.

"Сексуальность", "тело" и закон. Феминистская критика права.

Форма занятий:

Каждое занятие, кроме вводного (знакомство, интерактивные упражнения, лекция) и заключительного ("круглый стол" по темам, выбранным слушательницами), состоит из лекции и семинара. Семинар включает в себя дискуссию/и по теме, относящейся к предыдущей лекции, и / или интерактивное упражнение (см. ниже).

Интерактивное упражнение:
дискурсивный анализ текста (Семейный кодекс и / или Конституция РФ - отрывки) (1)

Рекомендуемая литература (приводится выборочно):

Бородина, А.В. Гендерные исследования и правоведение: проблемы преподавания правовых дисциплин с гендерной точки зрения // Социальное неравенство и образование: проблема, исследования, действия (материалы международного семинара 16 - 17 февраля 2001 года), Саратов, 2001. С. 282 - 288.

Бородина, А.В. Права женщин: академический дискурс и образовательный процесс // Женщины. История. Общество. Сборник научных статей под общей редакцией В.И. Успенской, Тверь, 2002. С. 77 - 98.

Бородина, А.В. Проблема интеграции гендерных исследований в преподавание правовых дисциплин: общая характеристика // Пути и перспективы интеграции гендерных методов в преподавание социально-гуманитарных дисциплин (материалы научной конференции 2 4 июня 2000 года), Тверь, 2000. С. 53 - 56.

Введение: Женщина и права человека // Мертус, Джулия (в соавторстве с Малликой Датт и Нэнси Флауэрс). Права женщин - права человека. Пособие для учебных занятий, "ГЛАС", Москва, 1996. С. 9 - 12.

Гендерная экспертиза российского законодательства (2)(ответственный редактор Л.Н. Завадская), Москва, издательство БЕК, 2001.

Гендерные вопросы в сфере права // Проблемы конституционализма. Сборник научных трудов под ред. Е.И. Гаповой, Минск, 1998.

Поленина, С.В. Гендерная проблематика в праве: права женщин // Введение в гендерные исследования. Часть первая. Учебное пособие (под ред. И. Жеребкиной), Харьков, ХЦГИ, Санкт - Петербург, Алетейя, 2001. С. 606 - 634 (3).

Фогель, Лиз. По ту сторону равенства: некоторые феминистские вопросы // Введение в гендерные исследования. Часть вторая. Хрестоматия (под ред. С. Жеребкина), Харьков, ХЦГИ, Санкт - Петербург, Алетейя, 2001. С. 905 - 928.

(1) В основу подобных интерактивных упражнений положена методика феминистского анализа текстов (см. об этом: Ярская-Смирнова, Е. Феминистский анализ текстов // Ярская-Смирнова, Е. Одежда для Адама и Евы. Очерки гендерных исследоаний, М., 2001. С. 52 - 71). При проведении данного упражнения используется также техника, разработанная А. Темкиной и Е. Здравомысловой для группового анализа текста с целью выявления в нём и последующей деконструкции гендерных отношений / категорий (см.: Здравомыслова, Е., Темкина, А. Создание гендерной идентичности: методика анализа интервью // Гендерные исследования, 2000, ? 5. С. 211 - 224).

(2) Данное пособие рекомендуется для чтения. В качестве раздаточного материала предполагается использовать отдельные главы.

(3) Для чтения также рекомендуется: Поленина, С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект, Москва, 2000.

www.ecsocman.edu.ru

Ссылки по теме:
  • Язык и гендер
  • Экономическая теория и экономическая политика: гендерный аспект
  • Гендерный подход к ювенологии
  • Россияне отправляются в Китай за экзотикой
    Среди жителей России в последние несколько лет приобрели популярность туры в Китай
    На историческом полуострове Гринвич в Лондоне открывается отель InterContinentalR London - TheO2
    InterContinental Hotels Group (IHG) объявляет об открытии на полуострове Гринвич нового отеля InterContinentalR London - The O2



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь