Aннотация: Объем курса `Гендерные аспектыпсихологиилидерства` - 30 часов. Цель курса: познакомить студентов с основами гендерной теории, рассмотреть различия между лидерами мужчинами и женщинами, способствовать самореализации обучающихся в профессиональной сфере и в сфере межличностных отношений (Я-образы и жизненные сценарии, навязанные системой полоролевых представлений, дает мужчинам и женщинам по-новому оценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворчества, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации и оптимизации отношений). При построении курса была использована стратегия поэтапного включения в гендерные знания, от элементарных проблем половых различий к сложным гендерным исследованиям.
В учебном курсе автором рассматриваются следующие вопросы: Основы гендерной теории, включая исторические аспектыпсихологии гендерных отношений и гендерной психологиилидерства; Феномены гендерной идентичности и гендерной социализации; Гендерные стереотипы. Предрассудки, установки; Жизненные стратегии личности и проблема самореализации; Модели и теории лидерства, включая гендерные концепции лидерства; Женское лидерство как социально-психологический феномен; Политическое лидерство.
К содержанию программы спецкурса прилагаются: темы практических занятий; список литературы; список примерных тем для обсуждения; список тем рефератов, предлагаемых для самостоятельной разработки; обширный список тем основной и дополнительной литературы к курсу; представлено оснащение к проведению практических занятий.
Учебно-тематический план программы-спецкурса `Гендерные аспектыпсихологиилидерства`:
Раздел 1. Основы гендерной теории Тема 1. Введение в курс. Основные понятия гендерной теории. Тема 2. Введение в гендерную теорию: исторический аспект. Тема 3. Методология психологических исследований. Гендерный подход. Раздел 2. Феномены гендерной идентичности и гендерной социализации. Гендерные стереотипы.
Раздел 3. Жизненные стратегии личности и проблема самореализации: гендерный аспект.
Раздел 4. Женское лидерство как социально-психологический феномен. Перспективы женского лидерства.
Тема 1. Проблема лидерства в отечественной и зарубежной науке. Тема 2.Формирование гендерной психологиилидерства. Тема 3. Гендерные концепции лидерства.
Раздел 5. Политическое лидерство: мужское и женское
В структуре курса: лекции, семинарские занятия, выполнение практических работ исследовательского характера, психологический тренинг, написание эссе, психологическая самодиагностика, анкетирование, "мозговой штурм" и другие интерактивные методы.
Лекционная форма обучения предполагает включение элементов дискуссии, на семинарских занятиях обсуждаются материалы по гендерной проблематике,предполагается работа в больших и малых группах.
Форма итоговой аттестации зачет. Зачетная работа предполагает написание реферата по гендерной тематике.