Существует одна особенность социологии как гуманитарной науки, вследствие которой история играет в ней значительно более важную роль, чем в естественных науках. Она состоит в том, что старые знания, теории, методы здесь не вытесняются новыми, не упраздняются ими полностью и навсегда. Если речь идет о каких-то действительно серьезных научных достижениях, то невозможно сказать, что чем они новее, тем они значительнее. Это роднит социологию и, шире, гуманитарное знание с искусством, с художественным творчеством, где также невозможно выстраивать произведения разных эпох на разных ступенях некой единой лестницы достижений, утверждая, например, что Пикассо `выше` Рафаэля, Лев Толстой `глубже` Шекспира и т. п.
Ничто значительное в социологии не умирает. Оно может `впадать в сон`, иногда даже в `летаргический`, надолго выпадая из сферы актуального научного знания. Но наступает время, когда научное сообщество вновь обращается к казалось бы навсегда похороненным идеям, и они вновь пробуждаются к жизни, актуализируются, становятся современными. Многие из очень старых идей вообще постоянно находятся в научном обращении. Идеи `социологов` такого далекого прошлого, когда еще и социологии, собственно, не было, по сей день остаются актуальными, действующими, работающими. Например, идеи Аристотеля (IV в. до н. э.), Августина Блаженного (IV-V вв.), Ибн Хальдуна (XIV-XV вв.), Шарля Монтескье (XVII-XVIII вв.) и сегодня представляют отнюдь не только `исторический` интерес. Очевидно, что каждая эпоха в развитии СОЦИОЛОГИИ по-своему, по-новому интерпретирует, `прочитывает` старые идеи, но при этом, подвергаясь новому прочтению, они все-таки остаются самими собой.
Из сказанного следует, что именно история социологии не только позволяет `жить` старым идеям, не только не дает им `умереть`, но и `омолаживает` их. Благодаря истории безгранично расширяется диапазон социологических знаний, понятий, теорий, принципов, методов, из которых может осуществляться выбор в процессе научной деятельности. Решая какую-то научную проблему, социолог всегда, явно или неявно, осознанно или неосознанно, соотносится с определенной "традицией социологической мысли. История помогает ему делать это осознанно, позволяя понять, где действительно новое, где хорошо или плохо забытое старое и как с помощью того и другого решать научные проблемы.
История социологии - это коллективная память науки об обществе. Амнезия (потеря памяти) означала бы, что эта наука прекратила свое существование или `впала в детство`. История в социологии составляет один из важнейших элементов ее научного, профессионального самосознания.
Представление об историисоциологии основано на определенном видении того, что такое социология. Но не менее справедливо и противоположное утверждение: представление о том, что такое социология, определяется тем, как осмыслена ее история.