Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Социологическая мысль в эпоху Возрождения

0Возрождение - эпоха очень противоречивая. В мировосприятии этого времени причудливо переплетается глубокий интерес к античной философии и мифологии, античному искусству (именно интерес к античности, ее `возрождение` дало название эпохе) с зарождением научных знаний и языческими суевериями, занятиями астрологией и алхимией. В отношении мысли социальной в эту эпоху важно не столько создание какой-либо новой теории общества, сколько коренной переворот в отношении к человеку. В мировоззрении мыслителей этой эпохи человек становится центром мироздания. О его греховности не говорят, говорят о его величии и достоинстве.

Центром Возрождения была Италия, состоящая из политически независимых городов, в одних из которых установились республики, в других - единоличное правление. Итальянские города жили в основном за счет ремесла и торговли, в них развивались так называемые `свободные искусства`. Люди, жившие в итальянских городах, чувствовали себя более свободными и самостоятельными, чем сельское и городское население Европы. Однако, начавшись в Италии, Возрождение распространилось и в другие страны.

Эпоха Возрождения, на период которой приходится жизнедеятельность социальных мыслителей, предшествовавших в Европе оформлению социологического знания в науку, особое значение придавала проблеме жизненных сил человека, их естественным и социальным основам. Этим была пронизана вся историй свободомыслия той поры, история искусства, развивающегося под его влиянием. Однако эта тенденция в развитии общественного сознания серьезно ограничивалась традиционными для средневековой Европы верованиями.

В XIV в. на юге Европы (ранее всего в Италии) начинают проявляться первые симптомы будущей гибели феодализма и зарождения раннего буржуазного общества. Осознание этих процессов передовыми людьми того времени приводило к многочисленным противостояниям господствовавшей тогда религиозной схоластике, в том числе томизму. Это выразилось в XV-XVI вв., прежде всего в возрождении и развитии:

а) материалистических, индивидуалистических и гуманистических идей древнегреческих философов (Ф. Петрарка, Л. Балла и др.);

б) коммунистической идеологии, требований обобществления собственности, коллективности труда, равенства в распределении и коллективизма (Т. Мюнцер, Т. Мор, Т. Кампанелла);

в) натурфилософии (естествознании) на базе экспериментально-математических исследований законов природы (Дж. Бруно, Н. Кузанский, Б. Телезио, Н. Коперник, Леонардо да Винчи, Г. Галилей, Ф. Парацельс, И. Кеплер, Ф. Бэкон и др.).

Все это предопределило появление новых обществоведческих концепций. Охарактеризуем одну из них - учение Пъетро Помпонацци (1462-1525) о нравственности человека, роли религии в обществе, а также организмической сущности общества.

Средневековая мораль и религиозное учение о человеке основывались на догмате о бессмертии души и загробном воздаянии. Отрицание этого догмата грозило отменой человеческой нравственности и крушением общества - именно так рассуждали практически все религиозные мыслители.

П. Помпонацци, блестяще используя манеру схоластических рассуждений и внеся в нее прием спора с самим собой, обосновал `в природных границах, оставив в стороне откровения и чудеса`, смертность души каждого человека. Он не нашел (хотя старательно искал) никаких доказательств бессмертия души. Из вывода о смертности души, `наиболее согласного с разумом и опытом`, вовсе не следует отказ от нравственности. Более того, `считающие душу смертной лучше защищают добродетель, нежели те, кто полагает ее бессмертной. Ведь надежда на воздаяния и страх возмездия привносит в душу нечто рабское, что противоречит самим основаниям добродетели`. Если `кто действовал добродетельно, не надеясь на награду, а другой - в надежде на вознаграждение, то поступок второго будет не столь добродетелен, как поступок первого`. Добродетель должна быть предпочтена ради нее самой, а это становится возможным на основе отказа от догмата о бессмертии души.

Критикуя этот религиозный догмат, Помпонацци признает его полезность обществу, так как он поддерживает должный порядок. Однако есть люди, не нуждающиеся в таком наставлении. Они `благородны, обладают от Бога доброй природой, склонны к добродетели единственно из-за ее благородства и отвращаются от пороков единственно из-за их гнусности`. Но таковых очень мало - `почти никто не обладает таким предрасположением [к добру]. Поэтому необходимо использовать иные способы`, в том числе и, прежде всего, религию.

П. Помпонацци отказался от трактовки общества как божественного установления и предложил свой вариант антропоморфистской концепции. Общество в его описании предстает живым организмом, который, как и всякий организм, когда-то рождается, растет, достигает зрелости и умирает, подчиняясь объективным законам. П. Помпонацци пытается сформулировать эти законы, говоря о:

а) естественности различий людей в физическом, интеллектуальном, нравственном, профессиональном и сословном аспектах;

б) необходимости соразмерности этих различий (`неравенство между людьми (однако же, соразмерное) не должно представляться раздором; но как в симфонии соразмерное различие голосов создает сладостное созвучие, так и соразмерное различие между людьми порождает совершенство, красоту, достоинство и наслаждение, не соразмерность же приводит к обратному результату`);

в) наличии общей цели `человеческого рода`, особых людей (`государственных мужей`, `ученых`), выражающих эту цель, и причастности каждого человека к ней, `но только в качестве части человеческого рода`;

г) неизбежности зла, угнетении слабых сильными - `и не только сейчас это так, но всегда так было, как явствует из всех историй, и так будет всегда`;

д) потребности людей в нравственности, основанной на `деятельном разуме` и идее смертности души;

е) гармонии между частями целого, отдельными органами и всем организмом.

www.soc-opros.info

Ссылки по теме:
  • Социологическая мысль в эпоху Возрождения
  • Фурастье (Fourastie) Жан
  • Развитие социальной мысли в эпоху становления христианской цивилизации
  • Гравировка - украшение любого предмета
    Многими вещами мы пользуемся каждый день
    Как сделать свой брак счастливым
    Первый раз я вышла замуж, когда жила в Москве - в 26 лет



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь