Формирование идей общества и социального закона в истории человечества
Люди издавна задумывались о сущности и природе общества. Чтобы хотя бы обзорно осветить всю историю социологической мысли, не хватило бы и целой книги. Поэтому можно только представить несколько упрощенную схему этой истории. Первые представления об обществе зародились в рамках мифологического мышления. Отвлекаясь от всего многообразия мифологических сюжетов, выделим в них то общее, что касается социальнойжизни людей. Во-первых, мифологическое мышление не проводило границы между миром природы и социальным миром: мир социального представлялся органичной частью мирового целого.
Так же как порядок в природе, порядок в обществе считался установленным богами либо героями или обожествленными предками. Поэтому нарушение существующих в обществе традиций, моральных и нравственных норм считалось святотатством, покушением не только на человеческий, но и мировой порядок. Неприязнь к изменениям, а значит, и нововведениям, почтение к традиции и опыту предков делали древние общества очень устойчивыми. Другая важная идея - идея цикличности мирового процесса. Мир в целом (и общество как его органичная часть) возникает, переживает время расцвета, потом постепенно угасает (это угасание в обществе сопровождается `порчей нравов`, разрушением традиций) и гибнет. Однако после этого начинается новый цикл, и так до бесконечности. Наиболее ярко такое представление проявилось в индуистской мифологии. Еще одно характерное для древности представление - представление о сакральном (священном) характере политической власти. Правитель, вождь, царь считались священными фигурами, от которых напрямую зависит не только благоденствие подданных, но и состояние мира. Это представление не изжито до конца и в современном мире. Вообще необходимо отметить такой интересный факт: ни одна значительная идея, когда-либо оказавшая влияние на культуру, не исчезает бесследно.
Однако уже в древности предпринимались попытки проанализировать общество без ссылок на мифы и предания. Многие интересные идеи о социальной жизни людей были высказаны древними философами. Почти целиком социальной проблематике были посвящены религиозно-философские размышления мыслителей древнего Китая, таких как Конфуций, Мэн Цзы, Сюнь Цзы и др. Так, Сюнь Цзы различал в человеке природное и социальное. По природе человек зол и необуздан, поэтому нуждается в воспитании. Общество посредством морали и закона должно воспитывать человека. Законы и нравственные нормы были созданы не небом и богами, а древними людьми и мудрыми правителями. Все люди от природы равны, обладают равными возможностями для праведной жизни и совершенствования, однако не все реализуют эту возможность. Несмотря на равенство возможностей людей, общество не может существовать без неравенства.
Новый, отличный от мифа взгляд на общество сформулировали уже древнегреческие философы.