Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ
Новости
Архитектура и строительство
Конструктор сайтов
Служба рассылки
Игровой сервер
Тесты





Взаимосвязь социологии и других общественных наук

0Наиболее важное поле пересечения у социологии с социальной философией. Как известно, философия обосновывает наиболее общие формы бытия и сознания. Однако при этом у самой философии есть более частные уровни, в рамках которых анализируются отдельные сферы действительности, выявляются их самые общие и глубинные признаки.

Поэтому, как писал С.Л.Франк: `проблема социальной философии - вопрос, что такое, собственно, есть общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем его истинное существо и к чему оно нас обязывает`. В этом определении можно отметить как определенную предметную схожесть, так и качественное различие философского и социологического знания. Обе теоретические системы изучают общество, выявляют суть социальных явлений и процессов. Но предмет социальной философии ограничен анализом универсальных свойств, связей и состояний общества, а социология, помимо этого, занимается анализом конкретных социальных систем во всей их структурной полноте и специфичности. Можно, наверное, согласиться с мнением К.Х.Момджяна, что `только на высшем из уровней обобщения, общесоциологическом или макросоциологическом, социологическая наука вступает в отношения проблемного пересечения с социальной философией`

Весьма существенна взаимосвязь социологии с историей. Историческая наука изучает минувшую социальную действительность как событийный процесс, в котором каждое явление обладает как типологическими, так и индивидуальными признаками. Поэтому ее предметом являются особые закономерности событийных явлений в контексте их факторной обусловленности. Однако при этом социологическое видение прошлого должно служить необходимым моментом исторического познания. Ведь историк, изучая конкретную совокупность событий прошлого, с неизбежностью становится перед проблемой системной реконструкции социальных структур минувшей эпохи именно в их целостности и взаимообусловленности. Другими словами, историк нуждается в системной модели общества прошлого, т.е. в понимании места и роли важнейших институтов, свойств социального расслоения и специфики социокультурной регуляции каждого данного времени. Как раз в этом пункте происходит встреча социологии и исторической науки. Но если для социолога важно понять механизм функционирования социальных структур в `чистом` виде, то для историка первостепенны особенные нюансы конкретного общества. Теоретическая социология близка исторической науке и при обобщении большого исторического материала в контексте его социокультурной интерпретации, как, впрочем, и социолог должен как бы `просвечивать` конкретный социологический материал его историческими предпосылками.

Важна взаимосвязь социологии и экономической теории, поскольку сфера экономической жизни повседневно касается каждого, и все социальные отношения пропитаны экономическими интересами. Экономическая теория рассматривает человека, казалось бы, только с точки зрения чисто `разумного` выбора в рамках механизма `спроса-предложения`. Такая сознательная редукция позволяет выстраивать идеальные модели экономического процесса и широко применять математические методы. Но понятно также, что конкретный экономический анализ должен учитывать уже реальные социальные факторы экономического поведения. Тем самым социологи и экономисты обречены на совместную работу над выяснением векторов социальных устремлений, влияющих на экономические процессы и - наоборот. Такие исследования приобретают бинарную, социально-экономическую направленность и имеют конкретно-практическое значение.

Отметим также предметную взаимосвязь социологии и педагогики. В этой связи следует очертить следующие моменты. И социология, и педагогика включает в свой предмет важнейшую проблему общества - социализацию. И хотя социология рассматривает это явление как процесс воспроизводства компетентных носителей всего спектра необходимых для общества ролей и статусов, а для педагогики более важен общеобразовательный аспект социализации,- тем не менее, в обоих случаях первостепенное значение имеет нормативно-ценностное ядро культуры общества, к которому приобщается молодое поколение. При этом педагогика актуализирует идеально-нормативную сторону культуры, а социология - весь спектр ценностных ориентаций и стандартов поведения в их социально-стратификационном качестве. В этом отношении социология `помогает` педагогике в выявлении общесоциального контекста всестороннего воспитания учащихся, а педагогические задачи придают работе социолога нормативно-гуманистическую и патронажную направленность.

www.social-lecture.ru

Ссылки по теме:
  • Социальный детерминизм
  • Взаимосвязь социологии и других общественных наук
  • Место социологии в системе наук



  • итальянский квартал
    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь