Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Предыстория социологии культуры в России

 1  2  3 

0С 40-х до 80-х годов XIX в. социальные исследования культуры охватывали мир искусства и по существу образовывали одно целое с литературной критикой и эстетикой.
В годичных обзорах русской литературы В.Г.Белинский, несомненно, применял уже элементы социологического анализа, стремясь выделить общественные причины и обстоятельства появления и развития литературных направлений, состояние "читающей публики", предвидел ее реакцию на произведения. В его библиографических дневниках и рецензиях была широко представлена новейшая научная и теологическая литература, книги по вопросам истории, права, религии, морали и педагогической науки.
Этот альянс литературоведения, эстетики и социологии характеризует фактически всю историю российской общественной мысли. Такую традицию поддерживали разные по своим убеждениям представители русской интеллигенции - от Н.И.Надеждина и В.Н.Майкова до Н.Г.Чернышевского и Д.И.Писарева. Этот союз имел значительные позитивные результаты для анализа общественных причин, вызвавших к жизни те или иные направления искусства. Вместе с тем его "издержками" стало распространение вульгарно-социологических теорий.
Другой особенностью исследований культуры в России середины и второй половины XIX в. было обостренное внимание к социальной роли религии. Соответствующие исследования, начатые работами славянофилов А.С.Хомякова, Ю.А.Самарина и др., были затем продолжены Н.Я.Данилевским и целой плеядой религиозных философов и социологов "серебряного века". При значительном различии социальных позиций школ и направлений становящейся российской социологии для всех них в центре находилось изучение творческого влияния культуры на общественную жизнь. Разные общественные группировки сходились на мысли, что просвещение народа, подъем его культуры вызовут изменение всех социальных отношений и институтов страны. Цель всех народов одна, писал в 1846 г. К.Д.Кавелин, - "... безусловное признание достоинства человека, лица и всестороннее его развитие"; личность, считает он, - необходимое условие духовного развития народа, а искусство идет впереди общего движения народа, указывая ему цель [10]. Не случайно российские исследователи культуры всегда ставили в центр внимания публику, народ, причем публика существовала для них в трех аспектах: потребитель культуры, цель воздействия культуры, судья и ценитель ее творений.
Российская социология культуры исходила из презумпции высочайшей нравственной ценности культуры [11]. При всех разногласиях и борьбе ее направлений эти принципы для русской интеллигенции были незыблемыми.
К началу XX в. проблемы культуры интенсивно разрабатывались представителями всех основных социологических направлений.
Н.К.Михайловский за восемь лет до публикаций известного французского социолога Г.Тарда исследовал психологические и социальные механизмы, действующие в толпе. Этим было положено начало научному изучению публики. Л.И.Мечников показал значение географической среды (в частности, "великих исторических рек") в культурном обмене между народами. В работах Н.Я.Данилевского и Н.И.Кареева содержится попытка раскрыть культурно-исторические типы общества. Большой вклад в развитие сравнительно-исторического метода внес М.М.Ковалевский.
Можно утверждать, что в конце XIX-начале XX вв. в России конституируется как особая научная дисциплина теоретическая социология культуры. Ее становлению во многом способствовали работы Г.В.Плеханова. Он был не только "пропагандистом ортодоксального марксизма", как его часто называют, но разрабатывал некоторые области, оставшиеся "белыми пятнами" в работах Маркса и Энгельса.
Он не раз предупреждал против вульгарного понимания зависимости культуры от экономики и считал, что без глубокого эстетического и искусствоведческого анализа социология искусства невозможна. Далеко не всегда отмечается, что Плеханов был убежденным сторонником кантовской концепции незаинтересованности и непреднамеренности эстетического.

Ссылки по теме:
  • 7 лекций по истории социологии
  • Традиции гражданственности и самоуправления
  • Предыстория формирования социологии города
  • Мысли вызывают физиологические изменения Мысли вызывают физиологические изменения
    Сила мысли не измеряется в джоулях или других единицах измерения
    Неоспоримые достоинства столешницы из искусственного камня Неоспоримые достоинства столешницы из искусственного камня
    Когда вы приходите в гости, то хозяева квартиры могут назвать свою великолепную столешницу гранитной, мраморной или кварцевой, хотя на самом деле горизонтальная поверхность кухни изготовлена из искусственного камня. В отличие столешниц от натурального камня, которые вырезаны из чистого гранита, мрамора или кварца, столешницы из искусственного камня состоят из размельчённых кусков этих натуральных материалов, пребывающих в монолитном состоянии при помощи связующей смолы. Они имеют внешний вид, который почти нельзя отличить от натурального камня, но наделяют столешницы преимуществами, недоступными при использовании натуральных материалов. Давайте посмотрим на преимущества столешницы из искусственного камня. Столешницы из искусственного камня очень привлекательны. Измельчённый натуральный материал прессуют в плиты, которые получают похожий цвет и текстуру, аналогичные натуральному граниту или мрамору
     1  2  3 



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь