Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Воззрения Л. Гольдмана

0Гольдман ставил перед собой задачу социологического синтеза на основе диалектической (марксистской) коррекции структурализма с целью создания методологии, позволяющей одновременно анализировать и структуру, и генезис социальных явлений.

Отсюда название его концепции - генетический структурализм, который он считал глобальной и комплексной социальной теорией. Фактически же он создал и универсальную теорию культуры. Одним из первых Гольдман обнаружил исчерпанность структуралистских подходов к исследованию социума и культуры. Определял структурализм как теорию `формальных трансисторических структур`, комбинаторику средств без интереса к целям и ценностям, к человеку как субъекту. (При этом Гольдман был склонен к расширению понятия структурализма, включая в него и всю феноменологическую философию, начиная с Гуссерля.) Предложил понимание структуры как взаимосвязанных частей единого ансамбля человеческого поведения (`значимая динамическая структура`) и сместил интерес от текста к контексту (социализации), что позволяет выявить значимость произведений культуры (`фактов слова`, а не продуктов языка) в социальных процессах. Гольдман выделял при этом три этапа формирования генетического структурализма: 1) этап Гегеля - Маркса; 2) этап Фрейда; 3) этап собственного творчества.

Заслугу Фрейда видел в том, что он вернул принцип рассмотрения явления в контексте более широкой (`глобальной`) структуры, утраченный в методологии после Маркса. Критике же подвергалась фрейдовская абсолютизация динамики индивидуальной психики, отсутствие у него `коллективного субъекта` культуры. Гольдман считал, что поставленная задача принципиально неразрешима средствами психологии и психоанализа, естественнонаучными методами исследования. Отрицая наличие коллективного подсознательного, рассматривал культуру как адаптационный механизм, дающий `значимую согласованность` сознаний через включение в процессы творчества, что недостижимо в повседневной жизни и на уровне индивидуальной адаптации. Сознание трансиндивидуально, подсознание индивидуально, но привносится людьми в любую `согласованную глобальную структуру`, задавая ей `либидозную сверхдетерминацию` (либо деформируя ее). В психоанализе нет будущего, он обращен в прошлое (детство), что возможно преодолеть только с позиций диалектического марксизма.

За сходные недостатки Гольдман подвергнуты критике идеи Франкфуртской школы и экзистенциализма, которые рассматривались им как иноверсии марксизма (отсюда интерес к сопоставлению взглядов Хайдеггера и Лукача). Подлинную же философию диалектического марксизма создал, согласно Гольдману, Лукач (у Маркса она не была эксплицитно выражена).

Собственно же генетический структурализм, по Гольдману, есть рефлексивная диалектическая социология гуманитарного факта (`фактов слова` как философских, литературных и т.д. произведений, взятых в социокультурных контекстах). Гуманитарные факты одновременно понимаются и объясняются. В связи с этим Гольдман предложил свою концепцию понимания и его соотношения с объяснительными процедурами. Понимание - строго интеллектуальный процесс (оно рационально-логично). Его суть - в описании сущностных связей, конституирующих структуру, и выявлении внутренней согласованности текстов. Объяснение же, согласно Гольдману, есть поиск индивидуального или коллективного субъекта, по отношении к которому ментальная структура, управляющая произведением, имеет функциональный, и, следовательно, значимый характер. Объяснение суть понимание структур более широких, чем исследуемая частная структура. Объяснить - значит включить понимающее описание факта в охватывающую его значимую динамическую структуру. Понимание структуры, в свою очередь, есть объяснение составляющих ее более мелких структур. Следовательно, по мысли Гольдмана, понимание и объяснение - сопровождающие друг друга процессы. Схватывание этого и делает структурализм диалектическим. Ментальные же структуры вырабатываются группой, коллективным `мы`, т.е. трансиндивидуальным субъектом. Они лишь реифицируются во множество индивидов и по-разному проявляются в `реальном` и в `возможном` сознаниях.

Категория `возможное сознание`, считает Гольдман, была введена Паскалем и в имплицитном виде есть в `Святом семействе` Маркса и Энгельса, в котором пролетарское сознание понимается не как то, что реально думают пролетарии. Возможное сознание задает предельные границы промысливания социальной реальности, которые социальная группа не может преодолеть без трансформации социума.

Приближение сознания к этим границам - задача генетического структурализма. В культуре к ним максимально приближаются творцы великих произведений. В зависимости от выраженности в их деятельности творческого начала Гольдман разбивает все социальные группы на три типа: 1) группы, имеющие целью улучшение собственного положения в данной значимой структуре (`социальной тотальности` в целом) и вырабатывающие `идеологическое` коллективное сознание; 2) `привилегированные` творческие группы, ориентированные на реорганизацию разных уровней `тотальности` и вырабатывающие `видение мира` (на основе определенных идеалов); 3) `новые творческие группы` (элиты), имеющие целью выработку новых `глобальных человеческих видений` мира. `Видение мира` (категория введена немецкими романтиками, использовалась в неокантианстве) заключается в придании значимой (осмысленной) и согласованной (гармоничной), т.е. `когерентной` структуры поведению, чувствам и мыслям действующих субъектов, обеспечивающей максимально-достижимое в данных условиях приближение к возможному сознанию. Наиболее полно эта задача реализуема в искусстве и литературе. Гольдман в связи с социологическим анализом последних выдвинул гипотезу гомологии структур экономики и произведений духовной культуры, а также гипотезу `конвергетного действия` четырех факторов гомологии (наиболее уязвимые для критики положения генетического структурализма).

С другой стороны, она может быть реализована только `значимыми сообществами`, ориентированными на гуманистические ценности свободы личности. Гольдман различает `свободу от` (индивидуальная свобода) ограничений и `свободу для` (коллективная свобода) - создание предпосылок для обеспечения `свободы от`. Прогресс обеспечивается прежде всего развитием коллективной свободы, так как индивидуальная свобода связана с определенными культурно-историческими условиями европейской цивилизации. Гольдман считает, что индустриальное общество подавляет индивидуальную свободу. Он разделяет тезис Рисмена о совершаемом переходе от общества, регулируемого изнутри, к обществу, регулируемому извне. В этой связи Гольдман предлагает утопию `усовершенствованного` (`гуманизированного`) социализма как возрождения утраченного `подлинного` (аутентичного) взаимоотношения людей с миром вещей и друг и с другом. Взгляды Гольдман получили широкое распространение среди социологов культуры, особенно социологов литературы. Свои версии генетического структурализма предложили Ж. Ленхардт, М. Зерафф, Р. Эскарпи.

В.Л. Абушенко

Источник: "Новейший философский словарь"

www.ariom.ru

Ссылки по теме:
  • Гольдман (Goldmann) Люсьен
  • Шомбар де Лов (Chombart de Lauwe) Поль Анри
  • Гюйо (Quyau) Жан Мари
  • Восстановление паркета в игровой комнате
    Сломался или потерял прежний вид? Здесь можно найти ответы на многие вопросы: как обновить Ваш пол, сделать качественный ремонт, определить настоящую стоимость за восстановление паркета. Наша компания является специалистом в области паркетных работ, при этом, вся работа выполняется под ключ, то есть мы обновим Ваш пол, из какого бы ни было покрытия он не был сделан: из массивной доски, паркетной, штучной или же паркет мозаичный и щитовой, а также из любых других напольных форм. Также у нас есть специализированное оборудование, которое идеально справится с такими задачами как обновление, восстановление и реставрация паркета
    Дефицит внимания у детей
    Если у вас есть дети, то вы, должно быть, слышали о дефиците внимания у детей



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь