Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Расово-антропологическое направление в социологии

 1  2  3 

0Основными положениями расово-антропологического направления являются следующие: а) социальное поведение людей целиком обусловливается их биологической наследственностью; б) социальная жизнь выступает следствием и результатом расовых и антропологических факторов; в) расы не равны между собой, что определяет не только социальное, но и культурное неравенство между группами людей; г) смешения рас вредны для обществ в целом и для отдельных людей в особенности.

В своей четырехтомной работе "Опыт о неравенстве человеческих рас" (1853,1855) Гобино (1816-1882) стремился объяснить ход общественно-исторических изменений на основе действия расово-биологического фактора как главного и определяющего этот процесс. Лишь господство белой расы, и при этом достижение "чистоты" такого доминирования за счет запретов на смешение рас, обеспечивает устойчивое развитие общества, считал французский социальный философ и социолог. Белая раса является уникальной в силу того, что гармонически соединяет в себе данные от природы ее представителям ум, силу и красоту.

Правда, следует отметить, что белая раса, по мнению Гобино, неоднородна, поскольку включает в себя три вариации людей, которые ведут себя по-разному по отношению к желтой и черной расам. Это "семиты", "хамиты" и "яфетиды". Лишь последние оказались, с точки зрения исторического процесса, наиболее "стойкими" и не смешивались с желтой и черной расами. "Семиты" и "хамиты" не сумели сохранить свою расовую чистоту. Отсюда Гобино сделал вывод, что человечество все свои надежды должно связывать только с "семейством арийцев", происходящим от "яфетидов". Именно ему присущи высокая активность, созидательная энергия, подлинное бесстрашие и творческий гений.

Что касается двух других рас - желтой и черной, то их доминирование не может принести обществу желаемого результата в силу изначально присущих каждой из них черт ограниченности и недостаточности. Так, желтая раса "страдает" утилитаризмом, ее представителям по природе не присуща героика поступков и высокие достижения в деятельности. Говоря о черной расе, Гобино считает, что негры, ее представляющие, опять же по своей биологической, физиологической и психической природе, неспособны к рациональному самоконтролю, а стало быть, к длительным, осмысленным целенаправленным действиям.

Следует отметить, что эти откровенно расистские идеи, связанные с попыткой доказать превосходство одной расы над другими, оказались базовыми для фашизма и нацизма. Если учесть к тому же, что для их обоснования Гобино прибегал к чудовищному искажению фактов реальной истории, допуская самый настоящий исторический произвол, становится понятным, почему его теория была подвергнута резкой и беспощадной критике, как только она появилась. Первым это сделал французский социолог и политический деятель XIX в. Алексис де Токвиль, который сумел показать реакционную сущность расово-антропологических взглядов Гобино незадолго до своей смерти.

Идеи, близкие по своему содержанию к рассмотренным выше, хотя и не имеющие такого обширного исторического обоснования, сформулировал французский социолог Шарль Летурно. Его небольшая по объему книга "Социология" (переведена на русский язык) была написана не столько на историческом, сколько на этнографическом материале. Таким образом, расово-антропологическое направление в социологии получило "поддержку" со стороны еще одной науки.

В своей книге Летурно стремится доказать, что нет существенной разницы между человеком и всем остальным животным миром, к которому он принадлежит: "Человек есть ничто иное, как животное, стоящее лишь на более высокой ступени развития, чем другие животные, живущие на земле"*12. Коль скоро это так, Летурно считает своим долгом "заявить прежде всего, что мы не смотрим на человека, подобно некоторым антропологам-метафизикам, как на какое-то особое существо, и не разделяем того мнения, что этот, далеко не совершенный представитель позвоночных (здесь автор явно отстал от достижений современного ему естествознания, уже доказавшего, что человека следует относить к более высокому биологическому классу млекопитающих. - Г.З.) образует на земле свое особое царство, отделенное целой пропастью от остального животного мира"*13.

Ссылки по теме:
  • Расово-антропологическое направление в социологии
  • Вольтман (Woltmann) Людвиг
  • 7 лекций по истории социологии
  • Золотой глобус назвал своих победителей
    Бен Аффлек и его фильм `Операция `Арго` получил звание лучшего фильма года
    Рублевые вклады физических лиц прибыльнее, чем валютные
    В российских банках рублевые и валютные вклады физических лиц выросли на 20% за 2012 год, то есть на 2 триллиона 379,6 миллиарда рублей
     1  2  3 



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь