Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Противоречия в социологической концепции К. Маркса

0На самом деле процессы оказались другими: производительные силы развивались в одних случаях при частной собственности, в других - при общественной, но там, где они были более развитыми, революций не происходило. Эти противоречия Р. Арон (давший, кстати, очень высокую оценку творчеству Маркса) назвал "двусмысленностями марксистской социологии" [Арон. 1993. С. 189-199].

Социологическая теория Маркса, основанная на материалистическом понимании исторического процесса, была глубокой и охватила целый ряд категорий и понятий, используемых и по сей день: производительные силы и производственные отношения, базис и надстройка (получившие в западной литературе названия субструктуры и суперструктуры), общественное бытие и общественное сознание, способ производства и общественная формация и др. Однако возможности использования этих категорий в XX в. в том смысле, который придавал им Маркс применительно к анализу предшествовавших социально-экономических процессов, оказались ограниченными. В соотношении названных выше понятий обнаруживаются противоречия, как только мы их "прикладываем" к современной практике. Это свидетельствует о том, что социологическую теорию Маркса нельзя универсализировать, считать ее "истиной в последней инстанции", годной на все времена и для всех народов (как это еще недавно делалось его ортодоксальными последователями).

Об этом же свидетельствует еще одна его социологическая концепция - теория государства. Государство характеризовалось им как инструмент классового господства. Поэтому политический строй, существовавший в той или иной стране, рассматривался как определявшийся классом, которому принадлежала власть. Между тем в социологической теории Маркса будущее (коммунистическое) общество представляет собой отрицание классовых антагонизмов и классового господства в связи с исчезновением классов как элементов социальной структуры и созданием общества социальной однородности. Отсюда делался вывод о ненужности государства в этом обществе ("Критика Готской программы"). Как считал Маркс, между капитализмом и будущим коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе, и государством этого периода не может быть что-либо иное, кроме диктатуры пролетариата. Она есть усиление государства накануне его полного исчезновения.

Здесь возникает серия вопросов: может ли исчезнуть государство вообще? как тогда будут осуществляться общие функции управления и власти? что станет с решением административных задач? кто и как будет заниматься централизованным планированием? На них нельзя найти ответы в рамках Марксовой концепции государства. Сегодня для всех очевидно, что государство не может исчезнуть ни в одном обществе, какого бы уровня развития оно не достигло. Что касается диктатуры пролетариата, то ее опыт в бывшем СССР и некоторых других "социалистических" странах показал: это была диктатура над пролетариатом, по сути - над всем обществом, осуществлявшаяся режимом личной власти.

В рамках материалистического понимания истории Маркс пытался создать стройную, непротиворечивую концепцию общественного развития, которая завершилась бы на практике "хэппи-эндом" в образе коммунизма. Коммунистическая утопия приобрела у него форму научного коммунизма - идеологической концепции, базирующейся на принципе уничтожения частной собственности и замены ее общественной, ликвидации классовой структуры и замены ее бесклассовым социально однородным обществом, реализации принципа "от каждого - по способности, каждому - по потребности". Однако эту идеологическую концепцию, равно как и всю теорию социального развития Маркса, нельзя сводить только к экономическому детерминизму, в соответствии с которым любые процессы в обществе объясняются исключительно решающей ролью экономического фактора в его жизни. Немалое место в творчестве Маркса занимает социальный детерминизм, в рамках которого рассматривается не только взаимосвязь социального и экономического факторов общественного развития и влияние первого на второй, но и взаимодействие общества и личности.

Источник:
http://pidruchniki.com.ua/15840720/sotsiologiya/istoriya_sotsiologii_-_zborovskiy_ge

Ссылки по теме:
  • Противоречия в социологической концепции К. Маркса
  • Значение идей К. Маркса для последующего развития социологии
  • Материалистическое понимание истории как основа социологической концепции К. Маркса
  • Жителей Ноябрьска просветили в вовпросах пожарной безопасности
    В преддверии зимы администрацией города Ноябрьска была проведена публичная социальная акция об информировании населения и доведения сведений составляющих основу пожарной безопасности жизни горожан
    Акции 'Казаньоргсинтез' активно скупаются на бирже
    Более чем в два раза выросли котировки акций крупнейшего производителя полиэтилена в России



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь