Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Классический этап развития социологии: основные итоги

 1  2 

0Рассмотрение процесса становления и утверждения социологии как науки в XIX - начале XX в. показывает, что она прошла не простой и длительный путь, пока не получила общественного признания. Временной лаг, отделяющий признание обществом ее научного статуса от провозглашения социологии в качестве самостоятельной науки (О. Конт), имеющей свой предмет, метод, "гнездо" центральных и актуальных для общества проблем, круг основных понятий (категорий), составляет примерно три четверти века (с 1830-х гг. до рубежа 1910-1920-х гг.). Именно в конце XIX - начале XX в. стали появляться социологические кафедры и факультеты в университетах, издаваться первые социологические журналы, возникать ассоциации и сообщества социологов, что означало на деле институционализацию социологической науки, т.е. общественное признание ее ценности и необходимости.

Почему XIX - начало XX в. считают классическим этапом в становлении и развитии мировой социологической науки?

Во-первых, потому, что в рамках этого этапа были сформулированы идеи и концепции, которые стали "классическими", т.е. своего рода инвариантными для социологической науки, ее своеобразным неделимым и неразменным фондом, фундаментом для дальнейших теоретических и эмпирических построений. Вне идей и концепций О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера и ряда других представителей социологической науки ее дальнейшее развитие в XX, а теперь уже и в XXI вв. было бы невозможным.

С учетом этого обстоятельства важнейшее значение истории западной социологии XIX - начала XX в., ее классического этапа, состоит в том, что в его рамках возникли основные социологические школы и течения, направления и концепции, которые составили базис развития социологии в XX в. и, есть все основания надеяться, в XXI в. также. По существу речь идет о трех основных парадигмах, которые определили последующее развитие социологической науки: позитивизме, марксизме, веберианстве.

Во-вторых, потому, что на этом этапе социологии появились и получили научно-статусное утверждение ее основные понятия и категории. К их числу могут быть отнесены: общество, социальный факт, социальная связь, социальное отношение, социальная система, социальное действие, социальное поведение, социальный институт, социальная группа, социальная структура, социальное взаимодействие, социальная общность, социальная функция и др. Подавляющее большинство названных понятий и категорий появилось, и это нетрудно обнаружить, путем прибавления слова "социальный" - на чисто этимологическом уровне, а в содержательном плане - в силу необходимости изучать проблемы действия, поведения, функционирования и т.д. различных субъектов деятельности в системе социальных связей и отношений. Следует отметить, что в XX в. упомянутые понятия и категории были обогащены новым содержанием.

Названные выше понятия и категории рассматривались в основном в рамках теоретической социологии, которая оставалась на протяжении всего классического этапа доминирующим направлением развития. Однако они уже содержали в себе возможность их использования в процессе перехода к эмпирическим исследованиям. Именно это произошло в 1920-1930-е гг., когда эмпирическая социология стала очень активно утверждать себя в десятках, сотнях конкретных изысканий.

В-третьих, потому, что в процесс становления и развития мировой социологии оказались вовлеченными, иногда независимо друг от друга, различные страны "классического" капитализма. Это в первую очередь Англия, Франция, Германия, затем - Италия, Австрия, США. Процессы возникновения и институционализации социологии проходили в них относительно синхронно, но они различались между собой. В одних случаях их патронировало государство, в других - благотворительные организации и спонсоры, одни университеты приветствовали создание социологических структур, в других не хотели даже слышать и принимать термин "социология".

Так, в конце XIX - начале XX в. появились первые социологические кафедры и факультеты в Чикагском университете (США), Сорбонне (Франция), Лондонском университете (Англия). Они возглавлялись соответственно А. Смоллом (Чикаго), Э. Дюркгеймом (Париж), Л. Хобхаузом (Лондон). Если в США (там уже в 1901 г. курсы социологии предлагались студентам в 169 университетах и колледжах) и во Франции создание кафедр и факультетов социологии осуществлялось путем их государственной поддержки, то появление в 1907 г. кафедры социологии в Лондонском университете и утверждение академического статуса этой дисциплины происходило за счет благотворительной деятельности. Вместе с тем в этой же Англии в университетах Кембриджа и Оксфорда социологические подразделения открылись гораздо позднее, поскольку предпочтение было отдано антропологии и этнографим. Социологические курсы стали читаться в них с большим опозданием - в сравнении со многими другими университетами.

Ссылки по теме:
  • Социология труда
  • Белла (Bellah) Роберт H.
  • Стадии эволюции обществ по Парсонсу
  • Похудение для женщин
    Похудение для женщин - самая насущная проблема с древних времен
    Оборудование для маркировки товаров от компании Анжей
    Все мы ежедневно выступаем в роли покупателей, приобретая самые необходимые вещи, такие как продукты питания
     1  2 



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь