Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Общие черты западной социологии в границах ее классического этапа

0Однако при всем при этом "классикам" мировой социологии (отнесем к ним в первую очередь О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Ф. Тенниса, Г. Зиммеля, М. Вебера, Э. Дюркгейма, В. Парето) были присущи общие черты. Конечно, они по-разному проявлялись в их творчестве с точки зрения глубины, выраженности, влияния на социологическую концепцию в целом. Тем не менее, некоторые общие черты можно назвать.

В первую очередь речь должна идти о высоком уровне теоретического мышления, который проявился в историко-эволюционном подходе каждого социолога к анализу общества в целом (как системы) и его конкретных подсистем политики, экономики, религии, культуры, идеологии, морали, образования. Этот подход у многих социологов (особенно у Маркса, Тенниса, Вебера, Дюркгейма, Парето) часто сопрягался со структурным анализом общества, в ряде же случаев имели место попытки дополнить последний эмпирическими исследованиями (Теннис, Дюркгейм, Вебер).

К тому же не следует забывать, и это тоже общая черта "классиков", что все они были по существу энциклопедистами, специалистами во многих областях знания: истории, экономике, праве, философии, религии, политике, культуре, педагогике, антропологии, этнографии и др. Не случайно в смежных с социологией отраслях знания ее представителей считают собственными "классиками": Маркса и Парето - в политэкономии, Конта - в философии, Вебера - в религиоведении, истории, экономике, праве, Дюркгейма - в педагогике, этике, религиоведении и т.д.

Практически все "классики" характеризуются в своей методологической ориентации на науку, на достижение объективности, на использование уже апробированных методов научного познания и исследования. Вместе с тем по существу все наиболее крупные представители социологии XIX -начала XX в. считают недостаточным использование только этих методов как простой экстраполяции на процесс изучения социальной реальности и выступают за создание собственно социологической методологии.

С названной общей чертой тесно связана еще одна: социологи-"классики" (исключая Маркса) были сторонниками организационного "отделения" социологии от философии, разрыва "пуповины", их связывающей, исключительно в целях провозглашения и институционализации первой как самостоятельной науки. Но они вовсе не выступали за отказ от анализа философской проблематики в изучении социальной реальности, в том числе таких вопросов, как взаимоотношения общества и личности, природа общества, специфика социального познания и др.

Еще одна общая черта наиболее выдающихся представителей классического этапа социологии, о которой нельзя не упомянуть, - их критическое отношение к капитализму, разочарование в его видимых достижениях и вера и надежда в светлое будущее этого социального строя (последнее положение абсолютно не характерно для Маркса, который надежды общества связывал с ликвидацией капитализма и победой коммунизма). Теннис отмечал разрушение общинных связей при капитализме и в этом смысле - наличие кризиса отношений между людьми и их группами, Зиммель обращал особое внимание на кризис культуры, Маркс - на жестокую эксплуатацию трудящихся, Дюркгейм много писал о проявлениях аномии при капитализме, Парето - об иррациональных характеристиках социального поведения и т.д.

Развитие социологии в XIX - начале XX в. показало наличие своего рода "сквозных" проблем, характерных для основных направлений и школ, творчества ведущих ученых. Такими сходными, а подчас едиными, оказались проблемы общества, его классификации и структуры, деятельности различных социальных институтов и организаций, социальной общности (в том числе группы), личности. Разумеется, способы анализа и решения социальных, системно-структурных, институциональных, "общностных" и личностных проблем были весьма дифференцированы. Но важно отметить другое: в рамках классического этапа социология постепенно, сначала как бы "ощупью", затем все более уверенно поднимала эти вопросы в качестве центральных. Свою "стержневую" содержательную роль они будут выполнять и в дальнейшем.

Источник: http://pidruchniki.com.ua/15840720/sotsiologiya/istoriya_sotsiologii_-_zborovskiy_ge

Ссылки по теме:
  • Общие черты западной социологии в границах ее классического этапа
  • Основные направления западной социологии в рамках ее классического этапа
  • Первые школы в социологии
  • Какие продукты не желательно сочетать друг с другом? Какие продукты не желательно сочетать друг с другом?
    Иногда после еды мы стремимся съесть что-то сочное, например, фрукт или овощ, а то и их вместе
    Ясный ум в старости - как сохранить? Ясный ум в старости - как сохранить?
    В старости интеллект слабеет, могут появиться и развиться различные дегенеративные отклонения, в результате которых человек становится неполноценным



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь