Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Жизненный путь и творчество представителей субъективной социологии

 1  2 

0Основателя этого направления Петра Лавровича Лаврова (1823-1900) многие исследователи считают основоположником русской социологии. Он родился в Псковской губернии в дворянской семье. Окончил Петербургское артиллерийское училище, преподавал в военных учебных заведениях. Стал профессором математики. С середины 1850-х гг. много публиковался, участвовал в общественной деятельности. В 18,62 г. вступил в народническую подпольную революционную организацию "Земля и воля", был арестован и сослан в Вологодскую губернию. В 1869-1870 гг. были опубликованы "Исторические письма" Лаврова, сделавшие его широко известным и очень популярным среди молодого поколения российской интеллигенции. В 1870 г. он нелегально эмигрировал из России, в 1871 г. стал участником Парижской коммуны. Входил в I Интернационал. Был лично знаком с К. Марксом и Ф. Энгельсом, высоко оценивал влияние экономических идей первого на свое творчество.

Лавров по своему духу, складу характера и стилю жизни был скорее кабинетным ученым, чем практическим участником революционной борьбы. Он оставил после себя большое количество работ, многие из которых до сих пор в полной мере не осмыслены и не истолкованы. Это касается и тех, в которых содержатся социологические взгляды мыслителя. К их числу следует отнести: "Задачи позитивизма и их решения" (1868), "Опыт истории мысли" (1875), "Задачи понимания истории" (1898), "Важнейшие моменты в истории мысли" (1903) [Лавров. 1965].

В своих социологических работах ученый разделял основные взгляды О. Конта и позитивизма в целом (откуда и были почерпнуты идеи субъективного метода), хотя не со всеми из них соглашался. Так, он подвергал критике претензии позитивизма на абсолютизацию, естественнонаучного знания и разума и его механический перенос на рассмотрение социальных процессов. Лавров придерживался синтетической ориентации в своих социологических взглядах, стремясь создать целостное учение о мире, обществе в нем и личности в обществе. Его волновала проблема единства понимания и действия, главным "фигурантом" которого была Личность. Мы написали это слово с большой буквы потому, что Лавров писал о личности особого типа - критически мыслящей и творчески действующей, образец которой являл он сам.

Николай Константинович Михайловский (1842-1904), так же как и Лавров, был одним из основателей российской социологии. Пожалуй, наиболее емкая его характеристика как "будильника мысли" принадлежала Н.А. Бердяеву. Родился Михайловский в Калужской губернии в небогатой дворянской семье. Учился в Петербургском горном институте, но не закончил его из-за участия в студенческих волнениях. В 1869-1884 гг. работал в журнале "Отечественные записки", где публиковались многие социологические работы российских ученых, в том числе и самого Михайловского. Как писал впоследствии Н.И. Кареев, журнал, во многом благодаря деятельности ученого и публициста, превратился в своего рода первую социологическую кафедру в России. Его статья "Что такое прогресс?" (1869) стала таким же манифестом интеллигенции, как "Исторические письма" Лаврова. В 1890-е гг. Михайловский возглавил журнал "Русское богатство", где и проработал до конца жизни.

К числу основных социологических трудов Михайловского можно отнести следующие: "Что такое прогресс?", "Аналогичный метод в общественной науке" (1869), "Теория Дарвина и общественная наука" (1870- 1873), "Борьба за индивидуальность" (1875-1876), "Записки профана" (1875-1877), "Герои и толпа" (1882), "Патологическая магия" (1887), "Еще о героях" (1891), "Еще о толпе" (1893). В 1998 г. в России были опубликованы избранные труды Михайловского по социологии в двух томах.

Социологические взгляды Михайловского (также, как и Лаврова) несут на себе печать глубокого влияния позитивизма и идей Конта. Однако российский социолог видел и недостатки этого учения, главный среди которых, по его мнению, заключался в отрыве субъективного метода от решения практических вопросов социальной жизни. Социологическое творчество Михайловского очень тесно соприкасалось с этическими идеями нравственного обогащения российской действительности, центральной среди которых было обоснование необходимости выработки единой и целостной системы правды - истины. По существу, это была концепция, соединившая представления о соотношении сущего и должного, теории и практики. Главной в творчестве ученого была идея формирования целостной личности и создания для этого необходимых социальных условий.

Ссылки по теме:
  • Общая характеристика субъективной социологии в России
  • Роль социологии в жизни общества
  • Жизненный путь и творчество представителей субъективной социологии
  • Основные принципы Интернета
    Итак, интернет - слово, которое в наше время произносится каждый день, оп несколько тысяч раз, при чем, из одних уст
    Благодаря услугам сервиса E-Katalog вы сможете купить фотоэпилятор по максимально выгодной цене
    Желание обладать безупречно гладкой кожей без нежелательного волосяного покрова заставляет многих женщин испытывать на себе разнообразные методы, позволяющие достичь требуемого результата
     1  2 



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь