Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Социологические идеи Т.Ф. Лилиенфельда

0Идеи органицизма получили свое отражение также в работах П.Ф. Лилиенфельда, не только исследователя, но и видного государственного деятеля России (он был сенатором, вице-губернатором С.-Петербурга, губернатором Курляндии). Основная работа, опубликованная на русском языке, - "Мысли о социальной науке будущего" (1872).

Задачу социологии как науки Лилиенфельд видел в исследовании ею социальных и духовных процессов на базе знания биологических законов. Он ставил цель изучить воздействие этих процессов на основные формы деятельности в обществе, которое он определял как прямое продолжение жизни природы в виде наиболее совершенного живого организма. Сами общественные явления, по его мнению, определяются психикой человека.

В работе "Мысли о социальной науке будущего" ее автор задавал вопрос: "... к какой области человеческого знания относится социология; наука ли она по преимуществу умозрительная или же реальная?". Отвечая на него он писал: "Если человеческое общество входит в состав окружающей нас природы, то социальная наука должна составить часть естествознания и к ней должен быть применен метод индуктивно-опытный; если напротив того общество основано преимущественно на началах нравственно-духовных, то социальная наука должна быть причислена к наукам умозрительным и к ней должен быть применен метод дедуктивно-синтетический" [1997. С. 7]. Для социолога приемлемым оказывается первое "если", а для социологии как науки применим, лишь индуктивный метод.

Что нужно, чтобы общество стало предметом социологического изучения? "Для этого необходимо, - пишет П.Ф. Лилиенфельд, - чтобы в основании явлений природы и общественной деятельности лежали одни и те же общие законы, чтобы между причиной и следствием в проявлениях вещества и человеческого общества существовала постоянная связь, доступная человеческому наблюдению и пониманию" [Там же.].

Он часто проводил прямые аналогии между обществом и живым организмом, утверждал, что общество состоит из клеток - человеческих индивидов - так же, как из них (клеток)`состоит любой живой организм. Между клетками существует "междуклеточная ткань", которая представляет собой естественную среду (климат, почва, полезные ископаемые) и все то, что создали сами люди (мы могли бы назвать это "второй природой").

Развитие общества характеризовалось Лилиенфельдом в рамках понятий, присущих живым организмам и типичных для них (рождение, рост, смерть, болезни и т.д.). Отдельные общественные структуры также имели аналогии с биологическими органами: например, правительство рассматривалось как мозг с точки зрения выполнения им своих основных функций, экономическая сфера оказывалась аналогичной системе кровообращения, право играло роль нервной системы. Экономическая и политическая деятельность в обществе отождествлялась с физиологической и морфологической деятельностью живого организма.

Говоря об органицизме Лилиенфельда, нужно иметь в виду "присвоение" им обществу всех основных черт организма: его целостности, единства и взаимосвязи органов, их специализации на выполнении отдельных функций, накопления запасов и потенциальных сил и т.д. Таким образом, органицистский подход у него был еще более выражен, чем у Г. Спенсера (не говоря уже о А.И. Стронине). Вполне понятно, что при таком подходе социолог излагал теорию общества в понятиях "социальной физиологии".

Поскольку социолога постоянно волновало состояние социального организма, он не мог не ставить вопросы о его социальном здоровье и социальных болезнях. И здесь мы встречаемся с постоянными аналогиями между обществом и организмом. Болезни общества сравнивались с состоянием людей, характеризующихся различными заболеваниями: больная экономика рассматривалась как слабоумие, больное правительство - как паралич, больное право - как бредовое состояние. В этом контексте основное внимание Лилиенфельд уделял проблемам предотвращения болезней, т.е. терапевтическим мероприятиям, к которым необходимо постоянно прибегать обществу и власти.

Главное - не доводить дело до разложения и распадения частей (точь-в-точь как в организме), иначе наступит смерть. Поскольку разложение в обществе вызывается как внутренними, так и внешними факторами, требуется постоянное отслеживание и внимательное наблюдение за их действием. Здесь значительную роль играют степень организованности общества, его культура и образованность, знания, существующие в нем и являющиеся достоянием широких социальных слоев.

Как и все российские социологи, Лилиенфельд обращался к идее прогресса и его критериев. Главный среди них - мера свободы общества (даже не индивида!), под которой понималась и экономическая, и политическая, и правовая свобода действовать властям от его имени в целях укрепления социального организма.

Источник: http://pidruchniki.com.ua/15840720/sotsiologiya/istoriya_sotsiologii_-_zborovskiy_ge

Ссылки по теме:
  • Социологические идеи Т.Ф. Лилиенфельда
  • Социологические опросы
  • Социология девиантного поведения
  • Как заинтересовать гиперактивного ребенка историей
    22 января в Москве в Государственном историческом музее (ГИМ) открылась выставка `Детский костюм 18 - начала 20 века`
    Налоговое консультирование от компании Корпус Права
    Как известно, российское налоговое законодательство довольно запутанно и обычному человеку, не являющимся специалистом в области экономики, не разобраться со всеми постановлениями, указами, отчетами, актами



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь