Кризис Чикагской школы и ее значение для социологии
Причины кризисаЧикагской социологической школы. Влияние Чикагскойшколы на развитие социологии вообще, эмпирической - в особенности сказывалось на протяжении 1930-1940-х гг., после чего инициатива перешла к Гарвардскому и Колумбийскому университетам. В Гарварде в то время в полную мощь заявил о себе П. Сорокин, к которому на социологический факультет приходили серьезные социологи-эмпирики (хотя, конечно, работали и теоретики, среди которых был" Т. Парсонс). В Колумбийском университете также проводились значительные исследования эмпирического характера, где решающую роль в их подготовке и проведении играли П. Лазарсфельд и Р. Мертон. Становится понятным, что в условиях жесткой конкуренции американских университетов в области социологии было крайне трудно поддерживать постоянно высокий уровень работы одному из них - Чикагскому.
Ослаблению влияния Чикагскойшколы способствовали и другие обстоятельства. Прежде всего, это был уход из университета Р. Парка. После него наметившиеся ранее противоречия относительно того, как и какие методы применять при проведении тех или иных исследований, обострились. Э. Бёрджесс не сумел заменить Парка па посту неформального лидера школы, тем более что у него в это время была очень серьезная работа (с 1936-го по 1940 г. он был главным редактором "Американского журнала социологии").
После отъезда Парка выяснилось, что ему нет равнозначной замены в области теоретического руководства исследованиями. Наиболее талантливые и уже хорошо известные cm ученики - Р. Маккензи, Л. Коттрелл, Л. Вирт - не компенсировали лаже вместе одной этой потери.
Наконец, еще одна крайне важная причина кризисаЧикагскойшколы и се постепенного угасания как основного социологического центра и генератора новых идей состоит в снижении значения локальных и региональных исследований в целом в период экономической депрессии и обострения проблем общенационального значения. Чикагская школа занималась проблемами своего города, штата, социальная же потребность американского общества в социологических исследованиях проявлялась все больше как потребность в изучении общенациональных вопросов. Естественно, что в новых условиях жизни американского общества в середине 1930-х гг. акценты в социологических исследованиях неизбежно должны были смещаться в сторону иных проблем и ориентации, к чему представители Чикагскойшколы не были в полной мере готовы. ЗначениеЧикагскойшколы в истории социологии
В целом, подводя итоги деятельности Чикагскойшколы, необходимо отметить следующие позиции: а) дляЧикагскойшколы наиболее характерным был социально-экологический подход к целостному социальному организму - обществу и его отдельным структурам, главным образом городам; б) анализ города и общества как системы осуществлялся социологами на двух уровнях - макросоциологическом (общество, город как организм) и микросоциологическом (общество, город как взаимодействие), причем второе, иногда оказывалось сильнее, чем первое (как было однажды сказано о Бёрджессе: "он смотрел на социальный лес, а видел социальные деревья"); в) социологи из Чикагского университета глубоко разрабатывали методологию и особенно методику исследования, обращая внимание не только на количественные, но и на качественные методы. Все эти социологические завоевания стали достоянием мировой социологической мысли.
ЗначениеЧикагскойшколы и в американской, и в мировой социологии состоит в том, что она ориентировала науку, а через нее - и общество в целом на социально-политические реформы, осуществление которых может быть наиболее эффективным на основе разработанных учеными социальных технологий. Благодаря исследованиям представителей Чикагскойшколы авторитет социологической науки заметно вырос.
Роль Чикагскойшколы обусловлена ее обращением к социально-экологической проблематике, означавшей стремление Парка и его сторонников выявить тесную связь между обществом и природой, необходимость поддерживать баланс в экологической системе, в которую включен человек. Идея социальной экологии, экологии человека как особого предмета социологического внимания и исследования стала поистине новаторской и оказала значительное влияние на последующее развитие науки.
Нельзя не отметить большую роль Чикагскойшколы в становлении одной из первых отраслей социологического знания - социологии города. Под влиянием исследований Парка, Бёрджесса. Вирта, Маккензи проводились работы по изучению городов, как в американской, так и в европейской социологии. Нельзя не назвать в этом плане сравнительное исследование супругов Линд "Миддлтаун" (1929, 1937), которое испытаю на себе сильное воздействие Чикагскойшколы, а но своим основным характеристикам и значению ДЛЯсоциологии города вряд ли уступает лучшим работам Парка и Бёрджесса.
В работах социологов-эмпириков, выполненных в рамках методологии Чикагскойшколы, подчеркивалось значение проблем, составлявших содержание повседневной жизни людей. Их исследования были направлены не на создание общей, систематической теории, а на выявление и анализ того круга проблем, которыми люди жили, которые их натопали и которые нужно было решать если не каждый день, то достаточно часто и регулярно. Этим самым был обеспечен поворот социологии к изучению конкретных нужд, потребностей и интересов человека. Вместе с тем сотрудничество социологов в рамках Чикагскойшколы было направлено в русло изучения социальных потребностей общества (города) и создания условий для их реализации.
ЗначениеЧикагскойшколы состояло в том. что в эмпирических исследованиях внимание обращалось не только на "субъективный фактор", т.е. мнения людей по тому или иному вопросу, по и на объективные обстоятельства экономического, социального и политического характера, вызвавшие эти мнения. Таким образом, было обеспечено сочетание объективного и субъективного, общего и частного.
Наконец, характеризуя значениеЧикагскойшколы, нельзя не сказать о ее значительном вкладе в организацию профессионального социологического образования по совершенно новому образцу. Представители школы, в первую очередь ее лидеры Парк и Бёрджесс, а до них Томас сумели органически соединить подготовку и проведение конкретных эмпирических исследований с учебным процессом, в котором как его равноправные субъекты участвовали преподаватели и студенты. По существу теоретическое обучение осуществлялось непосредственно в ходе проведения эмпирического исследования. Рождался новый тип университетского профессионального социологического образования.
Как известно, российское налоговое законодательство довольно запутанно и обычному человеку, не являющимся специалистом в области экономики, не разобраться со всеми постановлениями, указами, отчетами, актами