Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Социологи о введении платы в образовании


[ВЫВЕСТИ РЕЗУЛЬТАТЫ]

Начало очередного учебного года в России отмечается всплеском опасений относительно введения в стране платного образования и увеличения платежей в школах. Такие настроения накануне 1 сентября зафиксировали сразу два социологических центра. Настроения россиян социологи связывают прежде всего с пресловутым стандартом старшей школы. Руководство Минобрнауки называет опасения `необоснованными` и уверяет, что с теневым бизнесом `натаскивания и репетиторства` можно бороться повышением зарплат учителей и общественным участием в жизни школы.

Больше двух третей россиян (69%) опасается введения платы за преподавание отдельных предметов. Такие данные приводит исследовательский холдинг `Ромир`, который в середине августа 2011 года провел всероссийский опрос общественного мнения, посвященный отношению россиян к школьным нововведениям. В то же время в беседах с социологами `Левада-центра` почти половина (46%) респондентов назвали рост дополнительных затрат на обучение наиболее серьезной проблемой школы, требующей решения в ближайшие 5-10 лет.

Любопытно, что большинство родителей школьников опасаются введения доплаты за отдельные предметы в связи с принятием новых федеральных школьных стандартов (ФГОС). По данным `Ромира`, наиболее обеспокоены таким нововведением респонденты в Приволжском и Уральском федеральных округах. Только у каждого пятого опрошенного (18%) введение платы за преподавание не вызывает опасений, а 11% вообще ничего не слышали ни о стандартах, ни о возможности появления платных предметов.

Взаимосвязь роста опасений россиян и скандальных законопроектов, которые либо уже приняты, либо активно обсуждаются правительством и Госдумой, подтверждают и чиновники. `Мы наблюдаем большее возбуждение в связи с принятием 83-го федерального закона (об автономных, бюджетных и казенных учреждениях. - `МН`) и новыми стандартами`, - заявил `МН` замминистра образования и науки Максим Дулинов. В то же время он подчеркнул, что `никакого введения платного образования не будет`. `Конституция по-прежнему гарантирует бесплатность образования. А весь объем уроков, который прописан в стандарте, гарантируется государством. Более того, новый стандарт предусматривает большой блок внеурочной работы. Поэтому опасение по поводу того, что отдельные предметы будут платными, необоснованно`, - пояснил Дулинов.

Любопытно, что количество учебных часов, гарантированных государством и, следовательно, оплачиваемых из бюджета, не сразу появилось в федеральных стандартах старшей школы. Только в предпоследнюю версию проекта ФГОС был включен пункт, согласно которому финансироваться будет 36 учебных часов в неделю. Напомним, что документ в данный момент отправлен на переработку.

Другая проблема, которую фиксируют социологи, - повальное репетиторство и согласие родителей школьников с таким положением дел. 73% опрошенных `Ромиром` готовы в большей или меньшей степени платить за преподавание дополнительных школьных предметов. Респонденты с низким уровнем дохода чаще отказываются от оплаты дополнительного обучения. В самой низкой доходной группе число опрошенных, не готовых к доплате за школьные предметы, составляет фактически 100%. С ростом доходов эта цифра снижается до 6% в самой `богатой` группе. Это может означать, что в случае введения даже минимальной доплаты за школьное обучение произойдет резкое расслоение общества по качеству и количеству получаемых образовательных услуг, отмечают социологи `Ромира`.

`Возможное введение платного образования - главная болевая точка для граждан. Высокий процент опасений демонстрирует вероятность роста социальной напряженности и расслоения. Мы видим, что люди с высокими доходами готовы платить за обучение своих детей в школах, для них эти деньги некритичны и велико желание дать своему ребенку хорошее образование. В то же время для граждан со средними и низкими доходами любая плата за обучение - серьезное отягощение`, - сделал вывод в беседе с корреспондентом `МН` президент холдинга `Ромир` Андрей Милехин.

Примечательно, что, несмотря на продолжающиеся попытки модернизировать отрасль, 45% граждан России сегодня не удовлетворены системой образования. Такие данные получили в ходе августовского исследования социологи `Левада-центра`. Причем 37% опрошенных россиян считают, что качество образования за последний год только ухудшилось.

Нынешняя система образования в России нравится всего 2% жителей страны, утверждают в `Левада-центре`. Такие результаты для руководителей Минобрнауки должны казаться весьма удручающими, тем более что с 2007 по 2009 год на этот же вопрос социологов утвердительно отвечали 4% участников опроса. Причиной недовольства системой опять же чаще называют поборы и рост денежных затрат. Лишь 34% респондентов беспокоит `отсутствие у учеников интереса к учебе`.
При этом эксперты отмечают, что инициаторами роста затрат на образование, на что жалуются многие россияне, являются сами родители. `Поборы в школах все-таки зависят не от законов. Как правило, это инициатива школьной администрации и даже части родителей. А те, кто сталкивается с поборами, взносами и недовольны этим, не идут на конфликт`, - отметил в беседе с корреспондентом `МН` президент Российской академии образования Николай Никандров. Максим Дулинов также утверждает, что в коррупционные скандалы в школах правоохранительные органы `крайне редко вмешиваются именно после жалоб родителей`.

`Наша ментальность сформировалась в Советском Союзе, поэтому любое расслоение, а оно особенно заметно в школах, для многих ненавистно. С другой стороны, люди с высокими доходами стремятся уйти от уравниловки и желают дать своим детям как можно больше. Они готовы платить. Обе модели поведения часто встречаются в одном классе, в одной школе`, - описывает проблему Андрей Милехин.
Источник:http://www.mn.ru

Ссылки по теме:
  • Социологи о введении платы в образовании
  • Гендерные аспекты образования
  • Модернизация
  • История о поиске серьезных знакомств с хорошим концом
    Расскажу мою историю о том, как я познакомился на сайте знакомств со своей будущей супругой
    Что могут дать человеку занятия танцами?
    Танцы представляют собой свой индивидуальный мир, наполненный огромнейшим количеством тонкостей и правил



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь