Начало очередного учебного года в России отмечается всплеском опасений относительно введения в стране платного образования и увеличения платежей в школах. Такие настроения накануне 1 сентября зафиксировали сразу два социологических центра. Настроения россиян социологи связывают прежде всего с пресловутым стандартом старшей школы. Руководство Минобрнауки называет опасения `необоснованными` и уверяет, что с теневым бизнесом `натаскивания и репетиторства` можно бороться повышением зарплат учителей и общественным участием в жизни школы. Больше двух третей россиян (69%) опасается введения платы за преподавание отдельных предметов. Такие данные приводит исследовательский холдинг `Ромир`, который в середине августа 2011 года провел всероссийский опрос общественного мнения, посвященный отношению россиян к школьным нововведениям. В то же время в беседах с социологами `Левада-центра` почти половина (46%) респондентов назвали рост дополнительных затрат на обучение наиболее серьезной проблемой школы, требующей решения в ближайшие 5-10 лет. Любопытно, что большинство родителей школьников опасаются введения доплаты за отдельные предметы в связи с принятием новых федеральных школьных стандартов (ФГОС). По данным `Ромира`, наиболее обеспокоены таким нововведением респонденты в Приволжском и Уральском федеральных округах. Только у каждого пятого опрошенного (18%) введение платы за преподавание не вызывает опасений, а 11% вообще ничего не слышали ни о стандартах, ни о возможности появления платных предметов. Взаимосвязь роста опасений россиян и скандальных законопроектов, которые либо уже приняты, либо активно обсуждаются правительством и Госдумой, подтверждают и чиновники. `Мы наблюдаем большее возбуждение в связи с принятием 83-го федерального закона (об автономных, бюджетных и казенных учреждениях. - `МН`) и новыми стандартами`, - заявил `МН` замминистра образования и науки Максим Дулинов. В то же время он подчеркнул, что `никакого введения платного образования не будет`. `Конституция по-прежнему гарантирует бесплатность образования. А весь объем уроков, который прописан в стандарте, гарантируется государством. Более того, новый стандарт предусматривает большой блок внеурочной работы. Поэтому опасение по поводу того, что отдельные предметы будут платными, необоснованно`, - пояснил Дулинов. Любопытно, что количество учебных часов, гарантированных государством и, следовательно, оплачиваемых из бюджета, не сразу появилось в федеральных стандартах старшей школы. Только в предпоследнюю версию проекта ФГОС был включен пункт, согласно которому финансироваться будет 36 учебных часов в неделю. Напомним, что документ в данный момент отправлен на переработку. Другая проблема, которую фиксируют социологи, - повальное репетиторство и согласие родителей школьников с таким положением дел. 73% опрошенных `Ромиром` готовы в большей или меньшей степени платить за преподавание дополнительных школьных предметов. Респонденты с низким уровнем дохода чаще отказываются от оплаты дополнительного обучения. В самой низкой доходной группе число опрошенных, не готовых к доплате за школьные предметы, составляет фактически 100%. С ростом доходов эта цифра снижается до 6% в самой `богатой` группе. Это может означать, что в случае введения даже минимальной доплаты за школьное обучение произойдет резкое расслоение общества по качеству и количеству получаемых образовательных услуг, отмечают социологи `Ромира`. `Возможное введение платного образования - главная болевая точка для граждан. Высокий процент опасений демонстрирует вероятность роста социальной напряженности и расслоения. Мы видим, что люди с высокими доходами готовы платить за обучение своих детей в школах, для них эти деньги некритичны и велико желание дать своему ребенку хорошее образование. В то же время для граждан со средними и низкими доходами любая плата за обучение - серьезное отягощение`, - сделал вывод в беседе с корреспондентом `МН` президент холдинга `Ромир` Андрей Милехин. Примечательно, что, несмотря на продолжающиеся попытки модернизировать отрасль, 45% граждан России сегодня не удовлетворены системой образования. Такие данные получили в ходе августовского исследования социологи `Левада-центра`. Причем 37% опрошенных россиян считают, что качество образования за последний год только ухудшилось. Нынешняя система образования в России нравится всего 2% жителей страны, утверждают в `Левада-центре`. Такие результаты для руководителей Минобрнауки должны казаться весьма удручающими, тем более что с 2007 по 2009 год на этот же вопрос социологов утвердительно отвечали 4% участников опроса. Причиной недовольства системой опять же чаще называют поборы и рост денежных затрат. Лишь 34% респондентов беспокоит `отсутствие у учеников интереса к учебе`. При этом эксперты отмечают, что инициаторами роста затрат на образование, на что жалуются многие россияне, являются сами родители. `Поборы в школах все-таки зависят не от законов. Как правило, это инициатива школьной администрации и даже части родителей. А те, кто сталкивается с поборами, взносами и недовольны этим, не идут на конфликт`, - отметил в беседе с корреспондентом `МН` президент Российской академии образования Николай Никандров. Максим Дулинов также утверждает, что в коррупционные скандалы в школах правоохранительные органы `крайне редко вмешиваются именно после жалоб родителей`. `Наша ментальность сформировалась в Советском Союзе, поэтому любое расслоение, а оно особенно заметно в школах, для многих ненавистно. С другой стороны, люди с высокими доходами стремятся уйти от уравниловки и желают дать своим детям как можно больше. Они готовы платить. Обе модели поведения часто встречаются в одном классе, в одной школе`, - описывает проблему Андрей Милехин. Источник:http://www.mn.ru |