Сколько ни говори о "равных шансах" и "объективных критериях", сколько ни вписывай в резюме убедительных слов о своих выдающихся профессиональных и человеческих достоинствах, кандидату все равно лучше иметь в виду: красота - страшная сила. Во многих компаниях даже самых достойных претендентов на рабочее место "по одежке встречают" и норовят у них "с лица воду пить". То есть принимают в расчет сначала внешность, а уж потом - все прочее. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru. Отрадная новость для поборников справедливости: всем известных персонажей сказки о Царе Салтане - Ткачиху, Повариху и Сватью Бабу-Бабариху после того, как их настигло справедливое возмездие в виде шмелиного укуса, ждал бы и профессиональный провал. В две из пяти российских компаний их не взяли бы именно потому, что эти сварливые дамы "злыми жабами сидят, четырьмя все три глядят", а потому вид имеют непрезентабельный. Ну, а остальные работодатели отказали бы им за плохие резюме, недостаточный опыт работы и отсутствие рекомендаций. Плохое известие для принцессы Фионы из "Шрека": наши работодатели сплошь и рядом предлагали бы ей только "сменный график", а после окончательного превращения в счастливую, но некрасивую даму ее шансы на трудоустройство (в отличие от замужества) резко пошли бы на убыль. Ни тебе ресепшн, ни работы с клиентами, ни других приятных взору мест. Жестокий, жестокий реальный мир! Про Квазимодо можно вообще не упоминать: все и так ясно. Работа на удаленном доступе или в тесной каморке сисадмина или завхоза. Или "грузчиком без вредных привычек". Или сторожем. Возможность встречи "на корпоративе" с Эсмеральдой исключена, козочка не в счет. Красивую сказку о равных возможностей для красавиц и чудовищ социологи разрушили одним вопросом. Они спросили у тысячи менеджеров по персоналу и других представителей кадровых служб предприятий и организаций: "Может ли внешнее уродство (шрам на лице, неприятная родинка и др.) стать препятствием при приеме на работу в Вашу компанию?" Выяснилось, что при прочих равных отдадут предпочтение человеку с "обычной" внешностью 39% российских работодателей. На 1% меньше (38%) сказали, что внешнее уродство не имеет никакого значения при приеме на работу в их компанию - был бы человек и профессионал хороший. Что характерно, 23% (то есть каждый пятый) четкого ответа не дали - у них все зависит от обстоятельств. Что можно считать дефектами внешности? Разговор в данном случае шел не о стиле одежды, а именно о физических изъянах, которые не скорректируешь дресс-кодом: шрамах, крупных родимых пятнах, следами от ожогов, сильном заикании и т.п. Как честно сказали менеджеры по кадрам, "у большинства руководителей определяющим является эмоциональное впечатление от кандидата", а "любое уродство оказывает сильное влияние на восприятие человека окружающими". Понятно, что в таких случаях чаще всего отказывают кандидатам, которые претендуют на позиции, подразумевающие работу с людьми - клиентами или партнёрами. Лицо компании, считают кадровики, должно быть если не красивым, то располагающим и внушающим симпатию. "Вакансия продавца-консультанта требует более-менее приятной внешности"; "Для работы с клиентами необходима располагающая внешность. Для офисных вакансий это менее принципиально"; "Если клиенты будут в страхе убегать от человека с ужасным шрамом, продаж не будет". "Да, я отказала сильному администратору с косоглазием, так как подразумевалась работа в приёмной", - признается одна из респонденток. Другая добавляет: "К сожалению, наш директор не только это, но и "странные" фамилии не любит! И ничего с ним не поделать..." Справедливости ради нужно отметить, что голоса (если не считать "неопределившихся") разделились все-таки поровну, и 38% работодателей хотя бы на словах, но признают, что внешность при найме на работу не главное. "Нас интересует внутренний мир сотрудника"; "Для нас важнее профессиональные качества", - заверяют они. Правда, из комментариев понятно, что здесь важен характер работы, не предполагающий широкого круга контактов. "Наш интернет-проект предлагает работу для любого человека, умеющего работать с электронной почтой и интернетом. Ограничений нет". "Если работа не связана с прямым общением с клиентами". "На производство с любыми уродствами берём". "В целом скорее нет, но всё-таки это сильно зависит от должности. К примеру, есть большая разница - секретарь на ресепшен или линейный бухгалтер", - говорили респонденты. А по мнению тех, кто прямого ответа не дал (23% кадровиков), каждый случай индивидуален: "Если человек действительно профессионал, то примем"; "Смотря на какую должность. Если секретарь на ресепшен, то лучше иметь внешность без неприятностей. Если грузчик - внешность не имеет значения". "В компании я работаю всего 1,5 месяца, и за этот период мне не встречались кандидаты с внешними уродствами". Судя по последнему комментарию, выводы социологов для соискателей работы хоть и слегка обидны, но не являются открытием. Люди ищут себе место сообразно не только внутренним, но и внешним достоинствам. И всеми силами стремятся хотя бы выглядеть лучше, чтобы на этапе "первичного кастинга" конкурентов на полшага обойти. А дальше как получится. Источник:http://www.rg.ru |