Более половины экономически активных россиян не готовы принимать участие ни в митингах, ни в шествиях, ни в пикетах - иными словами, ни в каких акциях гражданского протеста. Таковы данные опроса, проведённого Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru среди 1600 респондентов из всех округов страны. В последние месяцы политическая активность наших соотечественников заметно выросла: тысячи людей посетили митинги `За честные выборы` и в поддержку действующей власти. И всё же больше половины россиян (54%) на вопрос: `В каких акциях по выражению гражданского протеста вы могли бы принять участие в случае необходимости?` - уверенно отвечают: ни в каких. Причины, по которым россиян не привлекают различные формы выражения протеста, у каждого свои: кто-то считает публичные акции бессмысленными, кто-то - нецивилизованными и не вполне законными, а кто-то - опасными для своего здоровья. `Протестовать бесполезно, административный ресурс всё решает`; `С системой бодаться - жизни не хватит`; `Властям на народ наплевать, а тратить здоровье в моём возрасте опасно`, - комментируют опрошенные. При этом многие из них уверены, что ситуацию в стране можно изменить к лучшему и без акций протеста: `Не устраивает существующий строй - иди и голосуй на выборах за смену курса`; `Надо работать и улучшать жизнь, а не митинговать`; `Если каждый станет добросовестно делать свою работу, то и протестовать не надо будет`. Уверенность в бессмысленности публичных акций протеста в россиянах растёт с возрастом: если среди молодёжи до 24 лет так считают 36%, то среди респондентов старше 45 лет - уже 58%. Более четверти наших сограждан (26%) в случае необходимости готовы принять участие в митинге. `Надо обязательно выражать своё мнение: молчишь - значит на всё согласен`, - считают опрошенные. Представителей сильного пола среди них заметно больше, чем дам: 30% мужчин против 22% женщин. Каждый пятый опрошенный (20%) мог бы пойти на шествие. `Пройти по одной из главных улиц города с плакатами и тем самым показать, что задеты интересы большой группы людей и на это следует обратить внимание` - такой видится россиянам цель подобных мероприятий. Среди тех, кто готов прошагать по городу под гражданскими лозунгами, опять же, больше мужчин (22% против 16% среди женщин), а также молодёжи до 24 лет (23%). Что касается представительниц прекрасного пола, то, по данным нашего опроса, они гораздо охотнее приняли бы участие во флешмобе (20% среди женщин против 12% среди мужчин). `Всегда мечтала участвовать во флешмобе. А на митинги просто боюсь ходить`, - объясняют дамы. В целом же на заранее спланированную через интернет акцию с большим интересом оправились бы 15% россиян. Эту относительно новую форму выражения гражданского протеста в основном выбирают респонденты до 24 лет (42%), а вот среди тех, кто старше 45 лет, на флешмоб готовы пойти лишь 4%. По мнению 9% опрошенных, лучший способ выражения своего несогласия с происходящим в стране - групповой пикет. Пикетировать правительственные здания в составе группы единомышленников готовы 11% мужчин и 6% женщин. `Но проблема, с которой я выйду, должна очень меня затронуть`, - уточняют респонденты. Одиночный пикет предпочитают лишь 2% респондентов (3% среди мужчин и 1% среди женщин) - в случае, `если очень доведут`. Объявить голодовку ради высоких гражданских целей готовы 5% участников опроса. И хотя многие из них уверены, что `она пройдет зря`, некоторые женщины всё же рассматривают такой вариант ещё и как способ похудеть. 3% россиян в случае необходимости выразить гражданский протест выберут другие методы. Вариантов множество - от сбора подписей в интернете до публичного выступления и даже вооруженного восстания: `Например, выключить свет дома на час`; `Подпись под коллективным письмом - это доступная мне форма протеста`; `Всевозможное игнорирование государства:`; `Если уж совсем подожмёт, то на баррикады! Всё остальное - пустая трата времени и здоровья`. Место проведения опроса: Россия, все округа Заказчик: РБК Населенных пунктов: 203 Время проведения: 9-10 апреля 2012 года Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет Размер выборки: 1600 респондентов Источник:http://www.superjob.ru |