При проведении эксперимента и опроса люди, выступающие в роли объекта исследования, знают об этом. Ниже представлены методы, которые позволяют устранить недостатки исследований такого типа.
Первый из них - это не собственно метод, а свободное собрание измерений. Они связаны с контент-анализом, возможности которого еще не выявлены во всей полноте. Далее следуют анализ статистических данных и вторичный анализ, - приемы изучения уже существующей информации, содержащейся либо в официальных документах, либо в предшествующих исследованиях. Цель состоит в том, чтобы изучить данные по-новому, в соответствии с иными исследовательскими задачами. И хотя на данные, с которыми исследователь здесь имеет дело, могут наложить отпечаток особенности, обусловленные обстоятельствами первичных форм сбора, их последующая обработка уже не сопряжена с действием этого эффекта. Логика исследования с опосредованным взаимодействием
Исследование этого типа начинается с того, что исследователь отмечает нечто, указывающее на разнообразие интересов. Решающим моментом при характеристике неопросных, или ненавязчивых методов измерения является то, что люди, которых исследуют, не знают об этом, и поэтому ведут себя естественно. Исследователь делает заключения о поведении и представлениях, не вмешиваясь в то, что изучает. Одним из типов подобного измерения является скрытое наблюдение. Разнообразие методов
Исследователь свободен в изобретении способов непрямого измерения социального поведения. Поскольку в этих приемах имеется мало общего, наилучшим способом обучения их использованию являются примеры.
Так, исследователи изучали семейные портреты, относящиеся к разным историческим эпохам, чтобы посмотреть, как отражаются гендерные отношения в характере поз сидящих моделей. Антропологи, исследующие особенности урбанизированной культуры, анализировали содержание мусорных свалок, чтобы получить представление о стилях жизни по тому, что выбрасывается (например, количество бутылок указывает на уровень потребления алкогольных напитков). Исследователи определяли, что обычно слушали водители, отмечая, на волну какой радиостанции были настроены приемники в машинах, доставленных на ремонт. Интерес к музейным экспонатам замеряли, фиксируя различную степень стоптанности пола в разных отделах музея. Сравнивали содержание граффити в мужских и женских туалетах с целью обнаружения гендерного различия в их тематике. Анализировали зачетные книжки студентов высших заведений, чтобы выявить, влияет ли высокая успеваемость в студенческие годы на возникновение впоследствии проблем психологического характера. По изменениям напора воды в туалетах во время телевизионной трансляции рекламы делали выводы об особенностях поведения зрителей и их предпочтениях.
Запись и документирование
Построение неопросных измерений следует логике количественного исследования. Вначале исследователь создает концептуальную конструкцию, затем соотносит ее с опосредованной эмпирической реальностью, которая подлежит изучению. Операционализация изменяющихся феноменов с необходимостью включает в себя систему записи наблюдений.
Поскольку неопросные измерения указывают на конструкт непрямо, исследователю необходимо выработать косвенные основания для наблюдения. Например, исследователь желает проанализировать передвижения покупателя в магазине. Средством измерения будут следы грязи и влаги на полу. Вначале он проясняет, что собственно представляет собой "передвижение покупателя" (например, если ли пространство для перехода к другому отделу? Позволяет ли оно хорошо видеть витрину?). Далее, он систематически фиксирует следы грязи или влаги на полу, сравнивает их со следами в других местах и регулярно (например, каждый месяц) записывает результаты. Наконец, он отмечает также и другие основания для наблюдений (например, половицы более низкого качества и поэтому загрязняются быстрее, или же секция находится ближе к входной двери).
Контент-анализ
Контент-анализ - это метод сбора данных и анализа содержания текста. Слово "контент" (содержание) имеет отношение к словам, рисункам, символам, понятиям, темам или же иным сообщениям, которые могут быть объектом коммуникации. Слово "текст" означает нечто написанное, видимое или произнесенное, которое выступает как пространство коммуникации. Это пространство может включать в себя книги, газетные или журнальные статьи, объявления, выступления, официальные документы, кино- и видеозаписи, песни, фотографии, этикетки или произведения искусства.
|